Муза — богиня в древнегреческой мифологии, покровительница искусства. Уж не знаю, связано ли это с поиском вдохновения или непостоянством художников, но музам (а по совместительству и любимым женщинам) большинства художников приходилось несладко… Здесь можно даже перефразировать Шекспира: нет повести печальнее в искусстве, чем повесть о Камилле и Огюсте.
Камилла Клодель родилась в семье высокопоставленного чиновника. Ее отец поощрял желание дочери стать художницей и поддерживал ее финансово. В конце XIX века женщин не принимали на обучение в Академию, а работать с натурой им было разрешено всего в нескольких мастерских Парижа. В одну из них — частную Академию Коларосси — и попала Камилла. Она трудилась по 11 часов в день и добилась возможности выставляться в Салоне. Когда ей было 19, она познакомилась с Огюстом Роденом. Ему было уже за 40, и девушке пришлось долго уговаривать его принять к себе в мастерскую. За короткий срок трудолюбивая и молчаливая Камилла стала первой помощницей и тайной музой Родена.
Их роман длился более 10 лет. Мать Камиллы была против ее занятий скульптурой: она считала, что это помешает удачно выйти замуж Камилле и ее младшей сестре. Но когда она узнала о романе с Роденом, то запретила дочери появляться в своем доме. Так Камилла стала зависеть от мастера еще и финансово. Мешало ли это девушке? Отнюдь. Огюст Роден действительно любил ее: он наслаждался ее красотой и умом. Он черпал идеи из ее таланта, но никогда не принижал его. Роден всячески способствовал ее признанию как скульптора, но и сама Камилла была на тот момент уже достаточно известна.
Во всей этой романтичной истории было одно, но очень весомое «НО»: Роза Бёре — неофициальная жена Родена и мать его ребенка. Она ничего не понимала в его творчестве, однако всячески поддерживала, бралась за любую работу и помогала ему во времена безденежья. Роден не мог оставить Розу, но и бросить Камиллу он тоже был не в силах. Их расставание затянулось на несколько лет и закончилось очень печально. Камилла покинула скульптора, закрылась от мира и перестала работать. В сорванных заказах она винила Родена. Эта идея переросла в настоящее психическое расстройство. К сожалению, остаток жизни (а это почти 30 лет) она провела в больнице для умалишённых.
Но до конца жизни Огюст продолжал любить ее. Всячески пытался добиться заказов для Камиллы, говорят, он отправлял ей деньги в больницу. Роден создал отдельный зал для ее работ в особняке, который приобрел для размещения собственной коллекции.
«Как жаль, что лишь теперь он встретил ту, что словно создана была стать его подругой и ученицей» (Жюдит Кладель).
Наверное, все могло бы сложиться иначе, если бы Роден встретил Камиллу раньше...