Найти тему
такие дела

New York Times: Путинская мечта о Святой Руси

Михаил Ходорковский написал статью «Putin’s Dream of Godliness: Holy Russia» для The New York Times.

Раскол между РПЦ и Украинской православной церковью давно обсуждается на полях информационного пространства СНГ. Интерес к теме невероятный: телевидение, интернет, радио и газеты не прекращают обсуждать исторический раскол и «томос Порошенко», с которым он гастролирует по стране.

Удивительно, но события не остались без внимания западной прессы. The New York Times опубликовал статью Михаила Ходорковского под заголовком «Putin’s Dream of Godliness: Holy Russia» или «Путинская мечта о благочестии: Святая Русь».

Когда Украинская православная церковь откололась от России, это нанесло удар по попыткам президента Владимира Путина изобразить свою страну как единый народ с единой идентичностью.

Известно, что 5 января около 150 000 человек выстроились в линию перед Софийским собором в Киеве, где пришли посмотреть на знаменитый томос, который несколькими днями ранее был выпущен вселенским патриархом Константинопольским Варфоломеем.

Томос представляет собой кусок пергамента, на котором богато украшенным шрифтом на украшенном греческом, английском и украинском языках написаны те самые слова. Слова, о которых украинская церковь мечтала веками. Документ сделал Украинскую церковь автокефальной, то есть теперь она полностью независима от Москвы.

-2

Ходорковский пишет, что месяцами шли закулисные переговоры Кремля, РПЦ и представителей украинской церкви. Москва пыталась отговорить Патриарха Варфоломея от выдачи томоса.

«Когда уговоры не работали, связанные с Кремлем хакеры (которым недавно были предъявлены обвинения в Соединенных Штатах) украли тысячи электронных писем от помощников Патриарха Варфоломея. Когда шантаж также не удался, Москва прибегла к традиционным издевательствам - выдвигая неуказанные угрозы и осуждая патриарха как агента Соединенных Штатов и Ватикана», — пишет Ходорковский.

Тем не менее, Патриарх Варфоломей не отступился, и раскол был завершен.

По мнению автора статьи, на нескольких уровнях это серьезный удар по амбициям российского президента Владимира Путина, а также русской церкви. Украинское православное население составляет около 30% всех православных верующих в Московском патриархате.

Известно, как Владимир Путин благосклонен к РПЦ. Он публично принимает участие в церковных службах, шокирует западную прессу купанием на Крещение и регулярно финансирует их бюджета структуры РПЦ.

Десятки приходов уже перешли на украинскую церковь, и, вероятно, последуют еще сотни. Москва может потерять миллионы верующих и неисчислимые миллионы долларов в церковной собственности. Но это не самые важные потери. С автокефалией большая часть украинского населения теперь будет находиться под влиянием не Москвы по церковным вопросам, а независимой церкви в Киеве.

«Другими словами, Россия могла аннексировать Крым, но потеряла Украину», — убежден Ходорковский.

Он отмечает самое главное: борьба за Украинскую Церковь разыгрывается на фоне усилий Путина по преобразованию сильно ослабленной России, где 20% населения составляют мусульмане, как страны объединенных людей с единой идентичностью.

-3

В этих усилиях одной из его стратегий была растущая опора на церковь как на ядро русской идентичности и верного сторонника его режима.

Действительно, связи между Кремлем и Московским Патриархатом столь же стары, как и сама Россия. На протяжении всей своей истории Русская православная церковь была подвластна государству и непоколебимым сторонником самодержавия. Начиная с 16-го века, церковь предоставляла московским правителям политическое богословие Манифеста Судьбы, утверждая, что Москва стала Вторым Иерусалимом и Третьим Римом (после Рима и Константинополя).

Далее Ходорковский вспоминает атеистическое советское государство, которое нанесло удар по церкви. Все мы помним «храмы научного атеизма» на месте церквей. В некоторых городах храмы переделывали в бассейны и спортивные залы. Правительство отбирало церковную собственность и духовенство стремительно сокращалось.

-4

Во время короткого российского эксперимента с демократией в 1990-х годах церковь отскочила от десятилетий подавления. Но при Путине государство и церковь стали едины, полагает Михаил Ходорковский.

« Кремль полагается на православную церковь как на главную объединяющую силу в стране и оказывает ей щедрую финансовую поддержку. В свою очередь, церковь стала ключевым пропагандистом концепции «русского мира», которая представляет Кремль защитником русских за пределами России. Патриарх Кирилл, глава Русской Православной Церкви, зашел так далеко, что назвал эпоху Путина «чудом Божьим».

Путин с помощью РПЦ продвигает в население идеи о том, что что размер России и геополитические амбиции требуют сильного, хотя и репрессивного, лидера, чтобы укрепить страну и бросить вызов ее врагам на Западе.

Роль церкви растет не только в политике. Остро ощущается ее присутствие в правительстве, армии и даже науке. Духовенство освящает с кадилом все — от автомобилей чиновников до космических ракет и оружия.

-5

Министерство обороны России завершает строительство собственного собора, который считается третьим по величине из православных храмов. Ступени будут сделаны из расплавленной немецкой брони, захваченной во время Второй мировой войны.

На заявлениях Путина также отражается его связь с РПЦ. В ходе встречи с группой «Лидеров России» 18 октября использование президентом апокалиптической риторики было поразительным. Он заявил, что Россия никого не боится и русский народ готов пожертвовать собой ради Родины. Что касается применения ядерного оружия, он сказал, что, если на Россию нападут, «мы ответим, и мы окажемся в раю как мученики, а они попадут в ад, потому что у них не будет времени покаяться».

Ходорковский пишет, что путинская Россия зашла в тупик. Его политика только привела Россию к более глубокой изоляции, теперь в мирских и святых делах. Кажущийся неспособным изменить курс, режим Путина отчаянно ищет идеологию в темных уголках российской истории и богословия. Тот факт, что эта идеология зависит от создания националистической и антизападной риторики наряду с видением православной Святой Руси, должен заставить любого задуматься