Предисловие
Освоение опыта стратегии и тактики международного бизнеса, а также многообразие международных бизнес-операций составляет важную часть подготовки менеджера международной компании или отдела экспортно-импортных операций. В практике внешнеэкономической деятельности, основные коммерческие сделки представляю собой достаточную сложный вопрос не только с юридической точки зрения по грамотному составлению текста соглашения, но и требуют тщательной проработки вопроса по грамотному выбору контрагента по сделке, а также выбору самого типа сделки, наиболее подходящей для компании, исход из предмета соглашения, анализа зарубежного рынка и иных факторов, могущих стимулировать/затормозить выход компании на зарубежные рынки.
При этом, основные принципы и техника ведения внешнеэкономической деятельности предприятия являются, зачастую, решающим фактором при выборе наиболее эффективного способа вхождения на зарубежные рынки.
Данное пособие построено таким образом, чтобы постараться в наиболее доступной форме раскрыть основные этапы по подготовке и исполнению внешнеэкономичеcких сделок, а именно: проанализировать основные мотивы, приводящие компании к началу ведения ВЭД, описать схемы реализации ключевых международных сделок, а также привести примерную структуру соглашений, регламентирующих эти виды сделок..
Традиционные формы международной торговли
Международные сделки купли-продажи товаров составляют основу традиционных форм международной торговли.По условиям такой сделки продавец (резидент одной страны) обязуется передать товар в собственность покупателя (резидента другой страны) в обусловленные контрактом сроки и на там же определенных условиях, а покупатель, в свою очередь, обязуется принять этот товар и уплатить за него согласованную в контракте денежную сумму.
ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫЕ СДЕЛКИ
Импорт представляет собой такую форму международной коммерческой деятельности, которая связана с покупкой и ввозом иностранных товаров в страну покупателя (отечество) для последующей их продажи на внутреннем рынке. Ее основными признаками являются заключение контракта с иностранным контрагентом и пересечение границы страны импортера. Ввозимый товар может быть как готовой продукцией, предназначенной для реализации, так и сырьем для переработки. Необходимым условием импортной операции является платежеспособность импортера.
В Федеральном законе от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» даетсяследующее определение импорта: «Импорт — ввоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Следовательно, создание и потребление услуги на территории отечества покупателя иностранным продавцом-производителем услуги, сопровождаемое переводом денежных сумм или иного возмещающего услугу эквивалента за пределы отечества, также считается импортом.
С формальной точки зрения, под импортом понимаются и международной/национальной статистикой учитываются:
· ввоз в страну товаров иностранного происхождения из страны компании-производителя или из страны международного торгового посредника как для производственных целей, так и для личного потребления;
· ввоз товаров из свободных зон или приписных складов;
· ввоз товаров для переработки под таможенным контролем, предполагающий последующуюпереработку или сборку с целью вывоза за рубеж конечного товара, содержащего в себе ранее ввезенный товар в переработанном виде или измененной роли.
Реимпорт представляет собой ввоз в отечество ранее экспортированных товаров, которые не подвергались за рубежом переработке, а возвращаются в страну происхождения по одной из следующих возможных причин:
1) невозможность продать данный товар на ранее выбранном для экспорта рынке;
2) возврат дефектных товаров для замены или для восстановления их свойств (ремонта) на заводе-изготовителе;
3) возврат непроданных товаров и образцов по причине банкротства или ликвидации зарубежного партнера или филиала.
Отечественная компания-покупатель обычно стоит перед необходимостью решения следующих трех задач:
1. Установление компромиссапри выборе импортируемого товара по критерию «цена-качество»;
2. Минимизация рискасделки за счет
a. Проверки надежности контрагента.
b. Тщательной разработки тела контракта и введения эффективных защитных статей/параграфов.
c. Выбора формы платежа по контракту адекватной степени риска.
d. Страхования сделки (если это катастрофически не снижает конкурентоспособность импортируемого товара).
3. Проверка соответствия сделки правовому режиму отечества, а именно:
a. выявление необходимости получения импортной лицензии;
b. расчет добавки на инвойсную цену нерастаможенного товара импортной пошлины, НДС, акциза и сборов.
Экспорт представляет собой такую форму международной коммерческой деятельности, которая связана спродажей и вывоз за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту. Для продавца не имеет значения, что будет делать с этим товаром покупатель — пустит в переработку, реализует на внутреннем рынке или перепродаст в третью страну. Для продавца и его отечества в любом случае это будет экспортная операция. Ее основными признаками являются заключение контракта с иностранным контрагентом и пересечение товаром границы страны-экспортера.
В Федеральном законе от 08.12.2003 №164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» дается следующее определение экспорта:«Экспорт — вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Следовательно, создание и реализация услуги отечественным продавцом-производителем услуги на территории принимающей страны покупателя услуги, сопровождаемое переводом денежных сумм или иного возмещающего услугу эквивалента в пределы отечества, также считается экспортом.