Часть бывшего посёлка Локомотив, примыкавшего с юга к промышленным площадям ЮУМЗ и ОМЗ, – это РД. Название было распространено в годы Великой Отечественной войны. Оно произошло от типа застройки, существовавшей в том районе. РД – рабочие дома. Но потом название посёлка вышло из употребления, и уже безымянный жилой массив примкнули к Ленинскому району.
Из употребления-то название вышло, а из памяти народной не стерлось. До сих пор иногда слышу: «Где живешь? В РД? На Школьной, что ли?»
А вот и воспоминания тех, кто гордо называет себя «эрдэшниками»:
– Мы жили в посёлке Локомотивстрой, РД 37. В основном, здесь были двухэтажные дома барачного типа с печным отоплением. Наш дом тоже был двухэтажным, на 8 квартир, из деревянных брусьев. В квартире – три комнаты, кухня с дровяной печкой и два маленьких чуланчика. В кухне – водопровод с раковиной. Тепло подавалось от небольшой котельной.
– Наша семья занимала две комнаты «вагончиком» со входом через кухню. Из неё же был вход и в третью комнату, которую занимала учительница, коллега моей мамы. Дом считался благоустроенным – строился специально для ИТР (инженерно-технических работников). Но все удобства были на улице.
– Дома нашей улицы стояли вблизи поймы Елшанки, поэтому летом мы купались в речке, а зимой катались по ней на лыжах и санках. Теперь в этом месте располагается стадион «Зенит».
– Зимы тогда были очень снежными, и сугробы чуть ли не до окон второго этажа доходили. А летом месяцами стояла жара. Дожди выпадали очень редко. Зато совсем нередким явлением был так называемый орский дождь: по улицам проносился столб из пыли и мелкого песка. А что сегодня представляют собой РД?
Рассказывает Н. Дудко:
– Мы с 1974 года здесь живем, на улице Школьной. Муж тогда работал на механическом заводе, и ему дали комнату. Когда сюда въехали, была коммуналка на три хозяина с общей кухней и туалетом. Эти дома, построенные в годы войны, и сейчас на славу: с высокими потолками, толстыми стенами, отличной планировкой. Жили с соседями очень дружно. Эх, вернуть бы то время! Но и сейчас тут тихо и спокойно. Я на пенсии, а сын живет в соседнем доме. Нет-нет да и обмолвишься в разговоре: «Где живу? В РД!»
Говорит Н. Ромазанова:
– Я коренная орчанка. Сначала жила в бараке на улице Краматорской, 7, тогда это место называлось «Конный двор». Мой отец Иван Давыдович Лаптев был эвакуирован из Тулы, приехал вместе с патронным заводом. Ему дали комнату в коммуналке, вот эту, где сейчас живу одна. В квартире тогда жили четыре семьи. Уже в то время у нас был свой водопровод и туалет. А потом потихоньку стали расселяться. Нас тоже на время выселили, пока делали капремонт, зато потом появилась ванная. У меня – две дочери и четверо внуков. Мне всё в этом районе нравится. И свой РД ни на что не променяю.
Дарья Любина, слушатель школы «Репортёр». Фото автора