Минэкономразвития реанимирует замороженный в 2014 году проект соцнорм. В то же время Минэкономики хочет с 2020 года до 2033 года "плавно сократить льготы" для горожан, пользующихся электроплитами, и сельского населения.
Комментарий заместителя исполнительного директора НП "ЖКХ Контроль" Андрея Костянова.
Введение соцнорм на электричество – это постоянная тема для чиновников. То и дело мы слышим, что ничего вводиться не будет, а потом аккуратно говорят, что "может быть"... Как объяснить происхождение таких идей? Всё-таки готовят население к тому, что будет введена соцнорма?
В голову принимающих решения мы с вами не залезем. Первые разговоры о введении социальной нормы потребления электроэнергии появились в 2014 году. А заявления о том, что на самом деле нужно экономить ресурсы, не только связанные с электроэнергетикой, ходят очень давно, с 2009 года. В 2012 году в стране в полную силу вступил закон об энергоэффективности и энергосбережении № 261-ФЗ. И с того момента это дело и обсуждается. Более того, было в 2014 году несколько пилотных регионов, которые переходили на социальную норму по электроэнергии. В конце 2018 года вновь вспомнили про социальную норму. Ну а в 2019 году разговор об этом продолжился.
В России объёмы выработки электроэнергетики настолько велики, что говорить о введении соцнорм для рядовых потребителей как-то рановато. В стране избытки электроэнергии, которую мы продаём за границу, значительно превосходят в объёмах то, что население успевает потребить в течение месяца или того же самого года. Как это можно прокомментировать?
У нас есть такие населённые пункты, в которых избыток электроэнергии, но есть города и населённые пункты, которые испытывают дефицит в электроэнергии. Безусловно, единого здесь тренда нет. В своё время, когда строились мощности, обеспечивающие население электроэнергией, они были рассчитаны и на какое-то производство, плюс ещё на какие-то нужды.
Как рассказал источник, знакомый с документом, предлагается дифференцировать тарифы для населения. До 300 кВт/час в месяц будут оплачиваться по базовому тарифу, а свыше – по повышенному. Более 500 кВт/час – уже по "экономически обоснованному". Причем потребление фиксируется на лицевой счёт, а не на человека.
Если электростанция обеспечивала электроэнергией завод и плюс к нему населённый пункт, который строился рядом, — Андрей Костянов, — то, если производство на нём остановлено или завод теперь работает не на полную мощность, либо если производство переведено на энергосберегающие технологии, безусловно, некие мощности высвобождаются.
Отмена льгот для тех, кто пользуется электроплитами, выглядит немного диковато. Жители, у кого стоят электроплиты, и хотели бы перейти на газ, но это, по идее, невозможно сделать. В этом есть некая нерешаемая проблема, поскольку у людей выбора нет.
Здесь я с вами не соглашусь. Стоят рядом два дома. До них транспортировка электроэнергии занимает одно и то же количество километров. То есть, расходы на транспортировку и подачу одинаковые. Почему в доме, в котором стоят электрические плиты, а в другом доме, где стоят газовые плиты, цена за киловатт электроэнергии разная? Киловатт вне зависимости от того, пришёл он налево или направо, не перестал быть киловаттом.
Беседу с Андреем Костяновым слушайте в записи эфира "Радио России"