Найти тему

Заметки о дымном Улан-Баторе (ч. 1)

Первое впечатление об Улан-Баторе, когда ты к нему подлетаешь, это то, что тебя обманули и никакого Улан-Батора на самом деле нет. Потому что почти до самого аэропорта на земле не видно ни одного огня. Ни освещенной дороги, ни какого-нибудь домика или юрты, ни фар машины. Просто темнотища. И вдруг за несколько секунд до касания полосы, ты видишь огни. Визуально город сверху не выглядит на миллион триста тысяч населения.

Ну вот мы приземлились. Минус 29. Катимся по полосе, а снега нигде нет. Просто голая земля, кое-где даже пожухлая замерзшая трава. Ну и разве что небольшая позёмка выдает то, что на улице январь. В эту зиму снег в Улан-Баторе был только один раз в начале ноября...

Зал прилета аэропорта Улан-Баторского аэропорта "Чингиз-хан"
Зал прилета аэропорта Улан-Баторского аэропорта "Чингиз-хан"

Когда ты выходишь из самолета, то первое, что ощущаешь - это очень странный, резкий запах. Это такая смесь запаха костра и запаха поездов на Казанском вокзале. Скрыться от него невозможно, он повсюду. А ещё весь город постоянно в смоге. Это все из-за того, что в Монголии на ТЭЦ используют уголь, а не газ как у нас. И весь город дышит угольной пылью. Четыре огромные трубы выбрасывают в воздух этот невероятный аромат и пыль. Географическая особенность Улан-Батора в том, что его окружают горы, которые прикрывают его со всех сторон от ветров из пустыни Гоби. Поэтому даже в -30 здесь гораздо комфортнее себя чувствуешь, чем в московские ветреные и влажные -10. Но это и минус. Ветер не дует и не уносит из города ни дым угольных станций, ни выхлопные газы машин.

На фото ТЭЦ в Улан-Баторе. Прошу прощения за качество фотографии - снято на ходу из окна машины.
На фото ТЭЦ в Улан-Баторе. Прошу прощения за качество фотографии - снято на ходу из окна машины.

Машины в городе достаточно новые. И подавляющее большинство из них - гибридные праворульные Тойота Приус. Это связано с тем, что в Японии через три года после начала эксплуатации необходимо подтверждать безопасность автомобиля и проходить дорогостоящие тесты. Но японцы предпочитают старые машины продавать в Монголию, где на гибриды нет ввозных пошлин.

Улица Их-Тойруу. Вид с надземного пешеходного перехода. Тойота Приус - самая популярная марка машин
Улица Их-Тойруу. Вид с надземного пешеходного перехода. Тойота Приус - самая популярная марка машин
Площадь Сухэ-Батора. Два приуса из четырех машин. Город в дымке.
Площадь Сухэ-Батора. Два приуса из четырех машин. Город в дымке.

Автобусные остановки в городе абсолютно новые, красивые, чистые и даже с подсветкой. А вот автобусы их полная противоположность - грязные и достаточно старые Daewoo родом из Китая. Но, наверное, со стоимостью проезда 600 монгольских тугриков (примерно 15₽), ожидать другого не стоит.

Справа видна остановка новой конструкции и три автобуса.
Справа видна остановка новой конструкции и три автобуса.

Бензин в Монголии дорогой, больше 60 рублей за литр. Везут из России.

Влияние Китая достаточно высокое. Но монголы, к слову, недолюбливают китайцев, что мне показалось странным. Большинство новых зданий в городе построены на китайские деньги, 30,97% импорта Монголии приходится на Китай. Китайцы держат ТЭЦ.

Город активно строится благодаря китайским инвестициям. Новые небоскребы словно скопированы из игры Simcity и напоминают Китай.
Город активно строится благодаря китайским инвестициям. Новые небоскребы словно скопированы из игры Simcity и напоминают Китай.

Но и Россия не остается в стороне, ведь на нее приходится 26,83% импорта Монголии. Это в основном бензин и нефтепродукты, а также почти все продукты питания и бытовая химия. Здесь в магазине почти не ощущаешь нахождение в другой стране. Порошок «Миф», печенье «Любятово», сок «Любимый», майонез «Московский провансаль». Монгольских продуктов в супермаркетах по ощущениям очень немного.

Обычный супермаркет в центре Улан-Батора. Все соки из России.
Обычный супермаркет в центре Улан-Батора. Все соки из России.
-9
Печенье "Любятово" с рекламой на Монгольском языке.
Печенье "Любятово" с рекламой на Монгольском языке.

Нет в Улан-Баторе проблем и с российскими марками в сфере торговли и общепита. При этом россиян на улицах сравнительно немного, если не сказать, что их почти нет.

Центральный универсальный магазин Улан-Батора. "Шоколадница" и "Ваби-саби" в почете.
Центральный универсальный магазин Улан-Батора. "Шоколадница" и "Ваби-саби" в почете.

Американского и европейского тоже немало. «Левайс», «Адидас», «Бенеттон», «Эспирит», «Тимберланд». Это, к слову, для меня стало открытием, потому что город выглядит далеко не богато. Советская архитектура соседствует здесь с китайскими стеклянными башнями из начала двухтысячных, традиционными монгольскими юртами, которые тоже топят углём и лепешками коз и верблюдов (в таких условиях до сих пор живет половина населения города!).

-12
Как и в любой другой столице, без фастфуда не обойтись.
Как и в любой другой столице, без фастфуда не обойтись.
Официальный магазин "Адидас". Цены на обувь как в любом другом городе мира.
Официальный магазин "Адидас". Цены на обувь как в любом другом городе мира.

Но большинство людей старшего возраста всем левайсам и адидасам все же предпочитает традиционную монгольскую одежду. Расписные и вышитые халаты, подпоясанные поясом контрастного цвета (к красному желтый и так далее), удивительная кожаная обувь - унты, необычные головные уборы. Мне нравится, что Монголия пока не окончательно пошла по пути глобализации.

К сожалению, на улице не удалось сделать качественных фотографий людей в национальной одежде. Фотографировать в упор было неудобно, а со спины фотографии получились непонятными.

Национальные монгольские костюмы в историческом музее.
Национальные монгольские костюмы в историческом музее.

Удивительно, но во многих местах я видел российские сувениры: матрешки, атрибутику прошедшего чемпионата мира по футболу, деревянные расписные ложки. Учитывая, что Монголия никогда не была Россией, выглядит это странно. Если кто-то из читателей знает, почему так происходит, то я был бы рад ответам в комментариях.

На атрибутику ЧМ-2018 по футболу скидки.
На атрибутику ЧМ-2018 по футболу скидки.
Караоке "Матрёшка".
Караоке "Матрёшка".

Уличная торговля не очень сильно развита. Иногда встречаются женщины с орехами, уличные гадатели (обязательно седые мужчины с бородой) с камнями, а ещё... Тут на улице продают сырки. Обычные российские глазированные сырки. Сидят женщины и на перекрёстках торгуют. А прохожие соответсвенно покупают и едят на ходу. Никогда такого до этого не встречал.

Чай здесь пьют со сливочным маслом, молоком и подсоленный. Обычный чёрный чай без всех этих добавок по-монгольски будет «Липтон-цай». Причём липтон может оказаться и кёртисом, и даже принцессой Гитой. Как у нас памперсы "Хаггис" и ксероксы "Кэнон".

Велосипедная стоянка с рекламой настоящего "Липтон-цая".
Велосипедная стоянка с рекламой настоящего "Липтон-цая".

Туристов в Улан-Баторе почти нет, я был единственным и в невероятно крутом национальном музее истории. И единственным не-монголом в монастыре с 25-метровой статуей Будды (о нем я напишу в следующем посте), и вообще в целом единственным на улице европейцем.

Тротуары в Улан-Баторе явление не повсеместное. С одной стороны дороги есть, а с другой может и не быть.
Тротуары в Улан-Баторе явление не повсеместное. С одной стороны дороги есть, а с другой может и не быть.

Конечно, в такой ситуации никто из местных не говорит ни по-английски (некоторые что-то понимают, но ответить не могут), ни по-русски (чаще всего старшее поколение знает пару слов, но легче от этих слов не становится). Из-за языкового барьера что-то выяснить у местных жителей очень трудно. Не получилось у меня и объяснить таксисту свое желание посмотреть на юрты в северной части города, не выходя из машины. Никак не мог он понять, куда же меня везти. Пришлось отказаться от этой идеи.

Вы скажете, что в Москве с языками не лучше. Согласен. Но отличие все же есть. Монголам на тебя в общем-то все равно. Если они тебя не понимают, то не стремятся понять. Если ты заблудился или потерялся (что и случилось со мной, когда телефон выключился на морозе), никто не поможет тебе найтись. Все проходят мимо, не реагируют даже на то, что ты не только словами, но и жестами пытаешься у них выяснить что-то. Наши люди пусть ничего не поймут, пусть не туда в итоге направят, но всеми силами будут пытаться помочь и причём от чистого сердца.

А ещё здесь продавцы в магазинах будто бы ничего не продают. Их много в каждом магазине, но они не подходят к покупателям вообще. Ни к местным, ни ко мне. Они просто стоят, болтают, ходят. Даже на рынке никто не зазывает. Но я не против. Просто наблюдение.

Новые спальные районы Улан-Батора.
Новые спальные районы Улан-Батора.

Местные деньги называются тугрики. Их стоимость очень мала... За 100 долларов тебе дают пачку денег, которая не помещается в кошелёк (260 тысяч!). Монеток нет вообще, даже самый мелкий размен в 20 тугриков (50 копеек в рублях) - это банкнота.

В музее на сдачу эквивалентную 55₽ , я получил 20 купюр!

Маленькая "Алёнка" стоит 2699 тугриков. Это всего доллар. К слову, в 2016 году Монголия экспортировала у России шоколада на 19 миллионов долларов.
Маленькая "Алёнка" стоит 2699 тугриков. Это всего доллар. К слову, в 2016 году Монголия экспортировала у России шоколада на 19 миллионов долларов.

Удивило отсутсвие баланса в ценах. В очень дорогом торговом центре с мраморными полами, где кардиган стоит 500$(больше 30 тысяч рублей/1’300’000 тугриков) вполне спокойно можно заказать кофе с мороженым и фруктами за чуть меньше 200₽. А вот вход в исторический музей с разрешением на фотосъемку - 500 рублей, проехать на такси больше чем полгорода - 200 рублей с учетом того, что таксист едет не по счетчику, а по устной договоренности и цена, конечно, завышена.

Интерьеры кафе.
Интерьеры кафе.

Пробки тут, к слову, серьезные. Водители часто сигналят. Из общественного транспорта только автобусы и троллейбусы, ни метро, ни трамвая нет.

Улан-Баторская пробка.
Улан-Баторская пробка.

Монгольский язык имеет кириллическую письменность, что часто сбивает с толку. Автоматически начинаешь читать то, что написано знакомыми буквами и ничего в итоге не понимаешь, так как знакомых слов немного. Например "аврах хантааз таны суудал доор байна" означает "спасательный жилет под вашим креслом".

Надписи на монгольском языке в салоне Боинга-737 авиакомпании MIAT.
Надписи на монгольском языке в салоне Боинга-737 авиакомпании MIAT.

Продолжение заметок об Улан-Баторе в следующей части рассказа! Это мой первый опыт написания статьи в Яндекс.дзен. Надеюсь, что вам понравилось!

P.S. Все данные о внешней торговле Монголии взяты мной из атласа экономической комплексности (или полноценности), составленного Гарвардским университетом в 2016 году.