Мало кто из художников уже в ранней юности мог считаться состоявшимся мастером живописи. Так случилось с величайшим пейзажистом Фёдором Васильевым — одним из самых ярких явлений русского изобразительного искусства, признанным гением кисти мирового масштаба.
Фёдор родился в Гатчине под Петербургом в небогатой семье почтового служащего. Всего три года он учился в благотворительной школе Общества поощрения художников, совмещая с работой в реставрационных мастерских. Его уже тогда заметили самые маститые виртуозы того времени. Иван Шишкин, Евгений Макаров, Иван Крамской и даже Илья Репин по собственной инициативе стали его наставниками и покровителями. В 20-летнем возрасте они организовали для Фёдора Александровича поездки по Волге и городам России, настояли на зачислении в Академию художеств. Кто знал тогда, что путь великого искусника будет столь недолог?
Его пейзажи поражают странным сочетанием классической техники без применения особых средств с мощным эффектом полного единения с природой. Но пожалуй, самое удивительное в картинах Ф. Васильева — философское начало, проявляющееся в каждой его работе. Как может совсем молодой человек обладать таким неизмеримым чувством мироздания?
Техника Васильева — филигранный реализм без тени эксперимента над формами и колоритом. Многие специалисты относят его творения к вершинам мировой реалистической школы и манеры пейзажа.
«Волжские лагуны», «Мокрый луг», «Заброшенная мельница» и многие другие полотна не оставляют равнодушными людей различных возрастов и вкусовых наклонностей. Проживший на Земле всего двадцать три года Мастер надолго останавливает посетителей в своих залах Русского музея и Третьяковской галереи.
Здесь рассуждения вполне зрелого мужчины, прошедшего жизненный путь до края, перекликаются с вечной юностью, божественным светом жизни, бренностью тленных идеалов. Откуда в молодом художнике столь ясные истины? Как удалось создать настоящие психоделические образы простыми и классическими изобразительными средствами?
Болезнь пришла неожиданно. В самый светлый период, когда казалось, что Мастер только начал отмерять свои великие шаги. В период работы над «Оттепелью» начался туберкулёз. Он и стал причиной смерти уже через три года. Не помогли старания друзей, покровителей и меценатов. Они уже тогда видели, кого может потерять человечество. Но зуд работы продолжал требовать всех сил и стараний. Его влекли только Истина и Совершенство. Работа над собой, техникой цвета и линии, умением выразить мимолётное чувство и вечные истины только приёмами старых мастеров полностью владели художником в Крыму. Здесь и закончился путь его жизни. Врачи боролись с недугом всеми существовавшими в те годы средствами. Напряжённая работа художника только сократила число отпущенных дней, мешая лечению и усугубив развитие болезни. Рисунки, этюды и картины того периода отражают особенно бескомпромиссное отношение творца ко всем изобразительным элементам.
Васильев — не только загадка для исследователей и совершенный образ для изучения специалистов. Он — путь к творчеству многих продолжателей. В его наследии осталось несколько незаконченных картин. При жизни Мастер не позволял публике видеть их незавершёнными. В наши дни в запасниках Русского музея начинающие художники детально изучают васильевские приёмы и фазы создания его пейзажей по этим неоконченным полотнам.
Фёдор Васильев не успел создать школу и воспитать своих учеников. Его яркий жизненный путь прервался слишком рано. Но мало кто оставил столь глубокий след в изобразительном искусстве. Многие ценители и искусствоведы по праву считают художника классиком и самым блистательным представителем школы русского пейзажа.
Автор: Лёля Городная