Найти тему
Радио России

В российских школах процветает травля детей

Ссадины, следы обуви на одежде, слёзы и черепно-мозговые травмы — в российских школах процветает травля, калечащая психику и здоровье детей. Руководство учебных заведений нередко закрывает на это глаза и винит в сложившейся ситуации родителей.

На связи со студией "Радио России" — замглавы комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов.

Борис Александрович, удивляет не агрессия детей к ней уже многие привыкли а откровенное саботирование своих должностных обязанностей администрацией школы, которая должна пресекать в школе подобные случаи. И при этом налицо полная безнаказанность.

Максимально, что можно сделать — назначить, штраф. Деньги директор, конечно, заплатит. Проблема намного глобальнее. Прежде всего здесь нужно работать Федеральному министерству просвещения России. Но пока нет никакого ответа на то, как будут решаться подобные проблемы. С одной стороны, в школах есть психологи, их только вводят, но при этом понижается статус классных руководителей. С другой стороны, в школах не хватает мужчин. Директор – женщина, она улыбается. Ну, невозможно в таких случаях улыбаться, нужно принимать жёсткие меры. Если директор-мужчина или учитель-мужчина видит какой-то перегиб, он, конечно, подойдёт и вмешается в ситуацию. А женщине-учителю намного тяжелее в этом плане отреагировать. Да, она поговорить может. Но с ребятами, которые в 10-м и 11-м классах учатся, уже тяжело просто так разговаривать. Им нужно авторитетное мнение, мнение мужчины, который будет их наставлять на путь истинный.

Ну, нет в школах мужчин, одни женщины, что тут поделаешь?

Нужно ввести дополнительные преференции для того, чтобы мужчины приходили работать в школы. Пока от министерства просвещения никакой реакции на эту идею нет.

Министерство просвещения на запрос СМИ сообщило, что в российских школах работают 24 тысячи педагогов-психологов и за последние пять лет их число увеличилось на 20 процентов. Получается, что психологов в школах всё больше, а проблем меньше не становится?

Работают они неправильно, да и работают на 0,25 ставки. В основном, видят хорошую ученицу в 11-м классе, которая хорошо общается с учителями и директором школы, её и берут на 0,25 ставки. То есть, она учится на психолога или на кого-то ещё и работает: сидит у себя в кабинете и ждёт, пока кто-то к ней придёт. Здесь другой стиль работы должен быть. Педагоги-психологи должны ходить по классам. А лучше дать им дополнительные возможности, уменьшив бюрократическую нагрузку на классных руководителей, по переобучению на профессионального психолога. Родителей нужно больше подключать к общению. Если бы были нормальные собрания родителей, мать общалась с родителями мальчика, который побил её сына, она бы могла им сказать, что такое их сын делает. А потом бы домой пришёл отец и всыпал тому ребёнку, который побил, так, что он больше бы никогда в жизни не захотел ничего подобного делать. Он своим поведением оскорбляет всю семью, порочит честь семьи. Вот что должен объяснить мужчина в школе.

Проблема "буллинга" в школе часто замалчивается и решается только после придания какому-то случаю общественного резонанса. А кто в этой ситуации большую несёт ответственность: правоохранительные органы, администрация школы или родители?

Система образования. Во-первых, все в ней боятся. Если кто-то что-то, не дай бог, скажет, то срежут премии, будут дополнительные проверки. Учителя забиты и бесправны. Вот такая у нас система образования. Нет возможности наладить чёткую коммуникацию между образовательной организацией, родителями, детьми и вышестоящими инстанциями. Потому что, если вдруг что-то случится, будут проверки, которых боятся. Вся эта палочная система абсолютно неправильная. Проблема не отрабатывается системно.

Комментарий Бориса Чернышова слушайте в записи эфира "Радио России".