Помните, дорогие смертные, прекрасные изображения пляски смерти? Вопрос риторический, естественно, что это незабываемый эстетический опыт. Так вот, может быть, при их просмотре вы задумывались, а почему, собственно, в Средние века все так активно угорали по макабру? Спокойно (вдруг вы занервничали, мало ли), сейчас расскажем.
Конечно, образы смерти существовали в человеческой культуре всегда, но позднее Средневековье, как вы понимаете, сумело отличиться и создать массу сюжетов о смерти.
Наша любимая пляска смерти, danse macabre – это самый популярный сюжет, который являли многочисленные гравюры, фрески, гобелены, часословы. Он парадоксальным образом сочетал в себе идею и равенства (всех, от короля до крестьянина, заберет смерть), и иерархии (поскольку танцующие на изображениях жестко выстроены по сословиям сверху вниз). Интересно, что в этом сюжете иногда фигурировало зеркало, в котором человек видел не собственное отражение, а оскал черепа. В этом тоже была определенная философия, мол, ты, смотря на себя, всегда должен видеть не свое настоящее лицо, а будущее – лик смерти.
Смерть же коллективную, смерть «как оружие массового поражения» являл людям сюжет о триумфе смерти, о котором мы также рассказывали ранее. Триумф смерти – это во многом реакция на печальный триумф чумы, которая унесла в Средневековье миллионы жизней.
Другой распространенный макабрический сюжет – это легенда о трех мертвецах и трех живых. Наиболее известный ее вариант звучит так: трое богатых юношей встречают трёх оживших мертвецов. Первый из них предупреждает, что однажды эти молодые люди станут такими же, как он; второй мертвец жалуется на ад; третий говорит о неизбежности смерти, в общем, проповедует уже известное нам memento mori.
Так откуда растут костлявые ноги всех этих скелетов? Дело в том, что смерть в Средневековье была невероятно близка человеку еще при его жизни. Например, кладбище в то время – это не только место захоронения, но и определенное социальное пространство: там торговали, проводили ярмарки, устраивали праздники и так далее. То есть смерть пронизывала весь повседневный быт человека, так что неудивительно, что искусство было наполнено соответствующими сюжетами.
Распространение образов макабра – это и реакция средневекового общества на уже упомянутую пандемию черной смерти. Люди считали, что чума – это кара господня, и для того чтобы отвадить болезнь, каждому необходимо покаяться. Можно сказать, что все макабрические сюжеты Средневековья – это церковная пропаганда, явленная в художественных образах, целью которой было внушить, что мысли о смерти приведут к всеобщему спасению. Грубо говоря, чтобы отдалить смерть, нужно чаще о ней вспоминать и не грешить. Постепенно макабрические сюжеты претерпевали секуляризацию, идея о спасении в них уходила на дальний план. Восприятие макабра претерпевало изменение, связывалось уже не с идеей аскетизма и ухода от мирского, а скорее с идей наслаждения жизнью, которую имеешь. Возможно, поэтому макабрические образы становились более гривуазными, нередко сочетали Эрос и Танатос.
Традиционная ссылка на видео. Подробнее о "макабрической лихорадке" вы можете узнать из прекрасной лекции «Что такое «макабр»? Одержимость смертью в культуре Позднего Средневековья» историка-медиевиста Михаила Майзульса: