Формирование иммунитета.
Я не врач, поэтому опираюсь на мнение нашего педиатра и на опыт с моим ребенком. Если ребенок не сидит в 4-х стенах под стеклянным колпаком, он справляется с формированием иммунитета, встречается с вирусами и болеет. Тем более вирусов огромное количество, а стойкий иммунитет вырабатывается лишь к некоторым.
К тому же, часто в сад ведут не до конца долеченных детей или сразу после болезни, с пониженным иммунитетом, в такой ситуации велика вероятность снова заболеть.
Также в детском саду имеет место быть психосоматика, которая в большей степени связана не с физическим здоровьем ребенка, а с его психологическим состоянием. Психосоматика связана с подавлением эмоций, детям сложно сказать о своих чувствах и переживаниях, и тело говорит за них, эмоции накапливаются и выходят физиологическими симптомами. Подумайте, как часто такое бывает у взрослого человека, когда при чрезмерной физической или эмоциональной перегрузке, организм говорит нам стоп и заболевает.
Важно обращать на это внимание, быть внимательными к ребенку и его проявлениям в той или иной ситуации, понимать причины такого состояния и говорить об этом. Потому что, если ребенок соматически болеет и ему уделяют значительно больше времени и внимания в этом случает, то можно закрепить этот симптом и сделать его привычной реакцией на стресс.
Обучение и развитие.
Возможности современных родителей стали значительно шире, с появлением различных кружков, платных и бесплатных, домов творчества, того же интернета с кучей пособий, заданий и уже придуманных игр для детей и родителей. Поэтому саморазвитие и ребенка, и мамы, зависит не от детского сада, а от каждой конкретной семьи. Тем более нельзя гарантировать одинакового качества занятий во всех детских садах, все индивидуально и зависит опять же от воспитателя.
Дети дошкольного возраста развиваются в большей степени в игровом процессе, в творчестве. С ребенком можно и нужно играть, и заниматься тем, что ему интересно, не зацикливаясь на механическом чтении, математике или прописях. Хорошо, если ребенку это нравится, он заинтересован и вовлечен.
Не нужно задаваться целью вырастить маленького гения. В конце концов, гением он сможет стать сам, если захочет.
Также нужно понимать, что в детском саду вам не обеспечат индивидуального подхода в силу отсутствия ресурсов для этого. А рисовать желтое солнышко всей группой, в то время как ребенку хочется пририсовать этому солнышку синие лучики - это не то развитие, которое будет стимулировать познавательную активность ребенка.
Воспитание и дисциплина.
Место для развития ребенка 4-5 лет - это семья, где формируется система ценностей, ребенок учится жить и взаимодействовать в этом мире. Многие вещи нужно объяснять, отвечая на многочисленные почему у ребенка, и не всегда у воспитателя есть на это время. Ребенок учится думать, совершать ошибки, следовать правилам и границам, которые устанавливают взрослые, сталкиваться с последствиями и делать выводы.
В дошкольный период формируется уровень самосознания ребенка, представление о себе и окружающем мире, закладывается фундамент личности и важно кто и какие кирпичики будет в этот фундамент закладывать.
Нужно учитывать, что в детском саду нужно подстраиваться под систему, не всегда разумную и не обязательно с такой же системой ценностей, как у родителей. И хорошо, если ребенок уже в том возрасте, когда может опираясь на ценности родителей, отфильтровать, что правильно, а что нет и не принимать за истину все, что происходит и говорят в детском саду.
Со своим ребенком я неоднократно сталкивалась с высказываниями «стыдно плакать, ты же мальчик», «стыдно бояться», «что ты как девчонка». И нет гарантии, что в момент сильных переживаний воспитатель чутко и с уважением отнесется к чувствам ребенка. Хорошо, если ребенок донесет эти переживания до вечера и поделится с родителями. Либо будет справляться сам, как умеет или не умеет.
Нужно учитывать индивидуальные особенности, потребности и темп ребенка. Кому-то нужно больше личного пространства или возможности побыть одному в течение дня.
Ребенок должен получать опыт, учиться на ошибках и преодолевать трудности в своем темпе. И семья должна быть опорой и поддержкой, а не источником трудностей и стресса.
Адаптация к детскому саду тоже бывает разная. Слезы - это не манипуляция, а способ выражения чувств, особенно, если ребенок не умеет выражать их вербально. Иногда ребенку действительно нужно поплакать и прожить свои эмоции. Ребенок может и не плакать, спокойно оставаться в садике, но при этом может возникнуть регресс поведения и развития, частые болезни, невротические симптомы. Такое пассивное сопротивление можно принять за успешную адаптацию. Поэтому важно не упускать из виду индивидуальные потребности ребенка и не пытаться вписать его в общепринятые стандарты.
Что касается самостоятельности, может быть в детском саду ребенок и научится быстрее одеваться и ходить в туалет. Но научиться этому можно и дома, опять же в удобном для ребенка темпе.
Завершая данную тему, хочу сказать, что не стоит забывать о взаимном уважении, вне зависимости от того, какое решение вы приняли.