Найти тему
Дом кино

Неизвестный Гайдай: 5 редких фильмов знаменитого режиссёра

Оглавление

30 января исполнилось 96 лет со дня рождения классика советского кинематографа Леонида Гайдая. Его ленты били рекорды по количеству просмотров, сыгравшие в них актёры становились кумирами миллионов, а фразы главных героев моментально разлетались на цитаты. Несмотря на заслуженное впоследствии звание одного из самых популярных отечественных режиссёров, первые шаги молодого Гайдая в кино были непростыми — его фильмы проваливались в прокате, а начальство считало их идеологически вредными. Гайдай несколько раз порывался всё бросить и брал затяжные отпуска, но, к счастью, всегда возвращался с новыми идеями.

«Долгий путь», 1956

-2

Сюжет: Станционный смотритель Кругликов был сослан в глухой сибирский посёлок за то, что стрелял в своего начальника — генерала, потребовавшего, чтобы он поехал вместе с ним в качестве свата к любимой девушке Кругликова Рае. Спустя много лет на станцию привезли политическую ссыльную, которой оказалась Рая. Несколько минут бывшие жених и невеста были рядом, а затем её снова повезли по этапу...

Свой путь в большом кино признанный мастер комедии Леонид Гайдай начал с драмы. В основу его первой полнометражной картины легли написанные в ссылке сибирские рассказы Владимира Короленко — «Ат-Даван» и «Чудная». Самостоятельно руководить съёмочным процессом начинающему режиссёру тогда не разрешили — ему помогал более опытный напарник Валентин Невзоров. Сюжет фильма был совсем не комедийным, но когда «Долгий путь» вышел на экраны, знаменитый кинематографист Михаил Ромм разглядел в молодом Гайдае талант комедиографа и посоветовал ему дальше работать именно в этом направлении.

«Жених с того света», 1958

-3

Сюжет: Виртуоз-бюрократ Петухов, глава учреждения КУКУ (Кустовое управление курортными учреждениями), попадает в весьма щекотливую ситуацию: вернувшись от невесты после трёхдневного отсутствия, герой обнаруживает, что его похоронили. Причём совершенно на законных основаниях…

К съёмкам своей первой комедии «Жених с того света» Гайдай приступил с лёгкой руки всё того же Михаила Ромма, который в то время руководил мастерской на «Мосфильме». Фильм с Георгием Вициным и Ростиславом Пляттом в главных ролях задумывался как едкая сатира на советскую бюрократию и крючкотворство. Но такой посыл категорически не устроил тогдашнего Министра культуры СССР Николая Михайлова: Гайдая заставили собственными руками вырезать большинство эпизодов, в результате чего полнометражная лента превратилась в короткометражку, а мастерскую Ромма и вовсе закрыли. В прокате «Жениха с того света» почти никто не увидел — было сделано всего 20 копий фильма. У молодого режиссёра от переживаний открылась язва и он уехал лечиться в санаторий с минеральной водой. А перед отъездом заявил, что больше никогда не возьмётся за комедию.

«Трижды воскресший», 1960

-4

Сюжет: В 1919 году на буксирном пароходе «Орлёнок» комсомольцы отправились бить белых. В годы Великой Отечественной войны, во время героической битвы на Волге, на этом пароходе перевозили детей и раненых бойцов. А теперь пионеры и комсомольцы, узнав славную историю «Орлёнка», отремонтировали старое судно и отправились на нём в путешествие по Волге...

Один из самых нелюбимых своих фильмов Гайдай снял в угоду чиновникам. Загладить «вину» за предыдущую картину ему предложил могущественный Иван Пырьев и подбросил идею — экранизировать патриотическую пьесу Александра Галича «Пароход зовут „Орлёнок“». На главную роль пригласили первую красавицу советского кино Аллу Ларионову. На втором плане блистали Всеволод Санаев, Надежда Румянцева, Николай Рыбников... А ещё в этом фильме Гайдай впервые снял свою жену Нину Гребешкову. В остальном картина с наигранным героическим пафосом оказалась не слишком выдающейся и в прокате с треском провалилась. Режиссёр впал в отчаяние: не знал, как снять фильм, который понравится и ему самому, и зрителям, и цензорам. Он взял отпуск и уехал к родителям — в село Глазково под Иркутском. Именно здесь, на чердаке старого родительского дома, Гайдай неожиданно обнаружил стихотворный фельетон украинского поэта-юмориста Степана Олейника «Пёс Барбос». История так впечатлила Леонида Иовича, что он твёрдо решил снять по ней комедийную короткометражку, которой было суждено прославить режиссёра и положить начало новому этапу в его фильмографии...

«Деловые люди», 1962

-5

Сюжет: Три трагикомические истории о незадачливых предпринимателях. Герои каждой отдельной новеллы пытаются поправить свои дела, но всякий раз попадают в непредвиденную ситуацию, которая сводит на нет все их усилия…

В 60-е годы Леонид Гайдай поддался общим настроениям, царившим в советском кинематографе, и попробовал себя в неожиданном жанре истерна. Литературной основой послужили рассказы О. Генри «Дороги, которые мы выбираем», «Родственные души» и «Вождь краснокожих». Первая новелла получилась трагической, остальные две — комедийными. В картине сыграли два актёра из знаменитой гайдаевской «троицы» — Юрий Никулин и Георгий Вицин, которые прежде появились в двух его суперуспешных короткометражках «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Правда, в «Деловых людях» они не пересекались: Никулин снялся во второй новелле, Вицин — в третьей. На роль сорванца Джонни Дорсета в «Вожде краснокожих» Гайдай планировал утвердить Надежду Румянцеву, но, увидев юного Серёжу Тихонова, тут же решил снимать его. Съёмки проходили на крымском полуострове, который впоследствии стал «местом силы» Гайдая и где были сняты самые популярные его ленты.

«Инкогнито из Петербурга», 1972

-6

Сюжет: В одном из уездных городишек Российской империи градоначальники ждут приезда столичного ревизора. Неожиданно городничему докладывают о том, что в местной гостинице поселился некий подозрительный молодой человек, который по всем приметам — тот самый зловещий ревизор...

На момент съёмок «Инкогнито из Петербурга» имя Гайдая не раз прогремело на всю страну — уже вышли «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич», сделавшие режиссёра главной фигурой отечественного кинематографа последнего десятилетия. Тем неожиданнее оказался провал, ожидавший его новый фильм. Экранизировать гоголевского «Ревизора» Гайдай решил с той же целью, с какой когда-то задумывал съёмки «Жениха с того света», — высмеять бюрократию, взяточничество, раболепие перед начальством... В этот раз режиссёр действовал мудрее: заявил худсовету, что не собирается давать классике современную трактовку и считает, что «Ревизор» — это всего лишь отражение «безвозвратно ушедшей эпохи». Хитрость сработала, и Гайдаю удалось отснять задуманное. Разочарование ожидало его на просмотре готовой картины: как и двадцать лет назад остросатирическая комедия привела киноначальство в ярость. Режиссёру досталось по полной — никто даже не вспомнил прежние заслуги. Его заставили основательно проредить спорные эпизоды, а председатель Госкино лично попросил убрать знаменитые гоголевские слова: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Низкотиражная картина не имела успеха в прокате — её посмотрело всего 4 миллиона зрителей — настоящий провал, по гайдаевским меркам. Считается, что с «Инкогнито из Петербурга» начался закат «золотой эры» Гайдая.

Смотрите фильмы Леонида Гайдая в эфире телеканала «Дом кино»!

А какой ваш любимый фильм Гайдая? Пишите в комментариях