Примерно в конце 80-х годов в нашем селе вдруг возникла такая практика - почетный труженик или житель села должен был иногда приходить на уроки. Уже никто не помнит цель этих посещений, но вроде бы как "общественного контроля".
Как говорят учителя, такая акция, организованная директором совхоза, была не особо по душе учителям (присутствие постороннего человека не очень хорошо влияет на ход урока). А вот людям ходить по урокам нравилось - сидишь полдня за партой, а тебе зарплата идет.
Был такой дядя Паша, на то время ему было около 50 лет, и он активно ждал выхода на пенсию. Нетрудно догадаться, что был дядя Паша на небольшой руководящей должности, выданной ему только за то, что он был сватом директора совхоза.
Любил дядя Паша ходить на уроки и задавать учителям "каверзные" (на его взгляд) вопросы.
К примеру, идет урок математики:
- А вот позвольте я спрошу, - поднимает руку дядя Паша. - У женщины их две, а у коровы четыре. Что это?
Класс смеялся, учительница краснела, а дядя Паша гордо говорил:
- Не тому вас в школе учат. Это ноги.
И так было на каждом посещенном им уроке.
Однажды на уроке биологии он вдруг решил поразить всех своими знаниями и рассказал про размножение на примере коровы и быка.
Короче, не очень учителя любили, когда дядя Паша посещал их уроки. Да и другие "посетители" тоже мешали, часто указывая учителю, как нужно правильно вести урок.
В итоге нашелся герой - учитель истории.
- Я отважу их по урокам шастать, - сказал он.
Его родственница работала в районной газете журналистом. Он пригласил ее на свой открытый урок, чтобы она зафотографировала и сделала статью в местной газете. В принципе, тема "образование" была актуальной, поэтому, получив добро от редактора, журналистка приехала в школу.
Учитель истории за день до урока нашел дядю Пашу, чья очередь была посещать школу на следующий день, и спросил его, не желает ли тот поучаствовать в открытом уроке. Также он намекнул, что будет журналистка из района, и, возможно, дядю Пашу упомянут в статье.
Как и следовало ожидать, дядя Паша обрадовался приглашению. Учитель дал ему бумажку, где была написана небольшая речь. Причем речь была в виде диалога, а на листочке были только реплики дяди Паши.
На следующий день все было готово. Урок начался, а дядя Паша ждал своего выхода в коридоре.
Немного погодя дверь в класс открылась, вышел учитель и быстро сказал дяде Паше:
-Сейчас заходите, там ширма, всуньте голову в дырку ширмы. Мы с вами начнем диалог.
Дядя Паша зашел, засунул голову в дырку. Учитель начал диалог с примерным содержанием:
Учитель:
-А это самый известный тунеядец, который начал превращаться в обезьяну.
Дядя Паша (некуда деваться):
-Да, я самый известный. (без контекста фраза звучала вполне благозвучно)
И т.д.
Дядя Паша выступил, а ширму быстро убрали, так и не показав, что там было.
Через некоторое время в районной газете вышла статья:
"Как тунеядство может превратить человека в обезьяну"
В минувшую среду в ... школе прошел открытый урок ... Наш журналист присутствовал там ...
И шло описание урока.
Заметку сопровождала фотография, где был изображен дядя Паша, а вернее его лицо, вставленное в ширму, на которой был изображен древний волосатый человек с небольшим листочком, прикрывающим причинное место.
***
Дядя Паша на уроки больше не ходил (конечно, он пообещал учителю истории когда-нибудь с ним разобраться, но такого не случилось). И никто из посторонних больше не ходил.
А дядя Паша потом выслушал ни одну десятку шуток на тему "Тебе, чтобы прикрыться, лаврового листка достаточно".
(эта история записана со слов непосредственного участника событий, он сегодня приходил к нам в школу. Не дядя Паша).