После революции семья моего отца жила в деревне Чита Пестречинского района Татарской АССР. Там, как и по всей стране, шла коллективизация, проходили хлебозаготовки. У крестьян зерно отбиралось полностью, до последнего колоска. Конфискованное зерно свозили на мельницу, где работали дед и прадед моего будущего папы.
Массовый арест
В 1932 году всех семерых взрослых мужчин в нашей семье арестовали. Осудили за якобы воровство пшеницы с мельницы и отправили на строительство Беломорканала. Там почти все наши родственники и сгинули. Только перед самой Великой Отечественной вернулся мой дедушка. На войне погиб и он, но моя история не об этом. После массового ареста единственным «мужчиной» в семье остался мой папа — совсем еще маленький пятилетний мальчонка. Всю непосильную крестьянскую работу взвалили на себя женщины.
Зимой после ареста мужчин они еще как-то держались. Оставались картошка и лук, хотя и эти запасы изрядно оскудели. А вот в мае, когда закончились и овощи, стало совсем туго. Всю скотину и птицу либо порезали, либо отдали (a попробуй не отдай!) в колхоз. Голодные женщины и дети ели лебеду и крапиву. А суп-затируха с мукой считался за праздник.
Лягушка вместо рыбы
В реке Меше, которая протекала рядом, было полно рыбы. Но вот ловить ее — нечем. Такая мелочь для наших дней, как рыболовный крючок, стоила целое состояние! Его можно было выменять на десяток яиц. Но где же их взять?
Сетей рыболовных не было, да и не поставишь их на маленькой речушке — односельчане не поймут. Но однажды мой папа случайно где—то на чердаке нашел ржавый испорченный рыболовный крючок без жала. Ловить на него рыбу было бесполезно — любой взрослый это сразу понял бы.
Ho по своей детской наивности папа сплел леску из конского волоса, привязал к ней этот убогий крючок и все-таки пошел на берег Меши. Насадил червяка, забросил. Рыбу он не поймал, конечно, но каким-то чудом на крючок попалась лягушка, глубоко заглотившая червяка. Несказанно обрадовавшись, ребенок прибежал домой — принес маме добычу. Из этой лягушки сварили суп.
— Никому не говори об этом, — сказала ему мать.
— Иначе все прознают и лягушек выловят!
На самом деле она, конечно, просто опасалась позора на всю деревню. Как ни голодали люди, но лягушек они все-таки не ели.
Шанс на жизнь
С тех пор папа сам каждый день отправлялся на Мешу ловить лягушек. Это был единственный шанс выжить большой семье. Лягушек мать отваривала и кормила всех, включая детей. По вкусу, как рассказывал отец, они напоминали курятину, но были более рыхлыми, желеобразными.
Как-то папа поймал ежика.
— Никогда ничего вкуснее ежатины не ел! — вспоминал он потом.
А однажды русская семья угостила его жареными грибами — лисичками. Татары в то время грибов не ели: это было не принято, их считали ядовитыми. С той поры папа стал собирать и грибы, но тоже тайком, чтобы односельчане не видели и не осудили. Так, благодаря лягушкам, ежикам и грибам, которые ели май и июнь, семья не умерла с голоду. А в июле уже пошли ягоды, яблоки, молодая картошка и другие овощи.
Получается, маленький пятилетний мальчик сумел спасти от гибели своих близких.
История от подписчика Светлана С.
Оценить мой труд ты можешь лайком, поэтому будь добр нажми палец вверх)
Ну и конечно же нажимай кнопку Подписаться, у нас будет еще много интересных статей
Возможно тебе будет так же интересно:
• Химик остановил бомбежку Ленинграда