Найти в Дзене
Иванобзор

Как один индус супергероев придумывал

Оглавление

М. Найт Шьямалан – один из самых спорных режиссёров нашего времени. А как не спорить, если один человек может снять «Повелителя Стихий» и «После Нашей Эры» после того, как снял «Шестое Чувство» и «Знаки»? Хотя и о них мнения у зрителей и критиков встречаются полярно разные. Но по поводу его нового фильма «Стекло» мне хочется поспорить в особенности.

Что же это за фильм такой? «Стекло» - продолжение двух других фильмов Шьямалана, а именно фильмов «Неуязвимый» и «Сплит», объединённых в одну киновселенную под названием «Eastrail #177» (согласен, название отстой, но оно имеет отношение к сюжету). Поскольку это продолжение, то «Стекло» невозможно воспринимать в отрыве от предшественников, так что и о них я немного расскажу.

Неуязвимый (Unbreakable) – 2000г.

-2

Четвертый режиссёрский проект Шьямалана, снятый сразу после «Шестого Чувства» с тем же Брюсом Уиллисом в главной роли. Вот уж не знаю, как ты, дорогой читатель, отнесёшься к спойлерам к фильму почти 20-летней давности, но я ограничивать себя в пересказе сюжета не буду. Запихну лишь предупреждение.

ВНИМАНИЕ! НАЧАЛО СПОЙЛЕРОВ К ФИЛЬМУ 20-ЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ! СПАСИБО ЗА ПОНИМАНИЕ!

Брюска – единственный выживший в чудовищном крушении поезда, причем без единой царапины. Он знакомится с странным владельцем магазина комиксов, которого играет Сэмюэл Л. Джексон. Странность заключается в том, что он страдает от редкого заболевания - несовершенного остеогенеза. Проще говоря, у него хрупкие кости и они бьются как стекло (СТЕКЛО, НУ ВЫ ПОНЯЛИ, МММ?), а зовут его Элайджа Гласс (ГЛАСС НУ ТИПА СТЕКЛО ПО-АНГЛИЙСКИ НУ ВАЩЕ). А ещё он утверждает, что Брюска – неуязвимый и суперсильный сверхчеловек (позже выяснится, что он ещё видит грехи людей, когда соприкасается с ними). Сначала Брюска не верит, но позже убеждается в правдивости слов Джексона и становится СУПЕРГЕРООЕМ. Он ходит по метрополитену, трогает прохожих и дико избивает грешников. Так что, если о вас потёрлись в метро, знайте: это Брюс Уиллис проверяет, не грешник ли вы.

В конце оказывается, что поезда взрывал герой Джексона. Он уверен, что сверхлюди существуют и причисляет себя к числу оных. Типа, раз уж он такой супер хрупкий и супер умный, то где-то там есть другой супер крепкий, но супер тупой сверхчеловек. Типа баланс мира и всё такое. Брюска сдаёт его в больничку, а сам отправляется вершить правосудие.

ВНИМАНИЕ! КОНЕЦ СПОЙЛЕРОВ К ФИЛЬМУ 20-ЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ! СПАСИБО ЗА ПОНИМАНИЕ!

-3

По итогу фильм у Шьямалана получился атмосферный, но тягучий и почти без экшена. Да и персонаж Уиллиса получился каким-то пустым… Кто-то такой подход оценил, кто-то нет.

Казалось бы, история фильма закончилась окончательно, пока 16 лет спустя в сцене после титров персонаж Брюски не появляется там, где зрители меньше всего ожидали.

Сплит (Split) – 2016 г.

-4

Сплит вышел во время очередной волны популярности истории Билли Миллигана – самого знаменитого человека с синдромом расщепления личности и рассказывал о слишком уж похожей истории. Один диагноз, оба похитители и насильники. Невозможно было не ассоциировать главного героя Сплита (в исполнении Джеймса Макэвоя) с стариной Билли. Я и пошёл в кино с такими мыслями и в этом была моя главная ошибка. Не думаю, что я единственный.

Коротенько о сюжете (на этот раз без спойлеров). У Кевина Крамба в одном теле сидит 23 личности. Всё бы ничего, но вот только половина из них – маньяки, а другая половина – сатанисты. Но есть и маньяки-сатанисты. И вот маньяки-сатанисты заполучили власть над телом Кевина и хотят вызвать 24-ю личность – Зверя. При этом в заложниках у Кевина сидят 3 школьницы, и они просто в шоке от всего происходящего.

-5

«Сплит» – манифест актёрской игры Макэвоя, на 80% загубленный русским дубляжом. Каждая личность, которую отыгрывает Макэвой, отличается от всех остальных. Голосом, повадками, речью, взглядом. Джеймсу хочется аплодировать стоя за проделанную работу. Хотя бы из-за актерской игры этот фильм стоит посмотреть.

Но не всё так гладко. Из заявленных 24 личностей в сюжете участвуют только 7-8, остальные же показаны лишь мельком. Ругали фильм и за скатившийся в паранормальную ерунду сюжет и запоротую хоррор составляющую.

А ещё в сцене после титров появлялся Брюс Уиллис! Никто не понял, к чему это было. Ещё бы, 16 лет прошло с выхода «Неуязвимого». И тут нам пообещали продолжение сразу двух фильмов, в котором Брюска и Макэвой сойдутся в смачной битве. Пришло время переходить к гвоздю программы.

Стекло (Glass) – 2019 г.

-6

Объединение двух на первый взгляд несвязанных фильмов…

Создание, по сути, своей киновселенной про сверхлюдей…

В мире, где существуют Мстители и Лига Справедливости, это, надо отметить, очень смелый поступок. Получилось ли Шьямалану уделать Супермена и Железного Человека своими героями? Вот тут-то и начинаются споры.

Немного о завязке

Встречаются как-то раз в психбольнице Стеклянный Негр-инвалид, скинхед с 24 личностями и Брюс Уиллис в дождевике. Приходит к ним доктор и говорит: «Никакие вы не сверхлюди, вы просто головой поехали». А они ей отвечают: «Конечно же нет! Или да?..»

Как можно понять по названию, центральным персонажем здесь является персонаж Джексона – Элайджа Гласс. Он является как связующим звеном предыдущих фильмов, так и двигающим механизмом нового. И хотя его роль важна, экранного времени у него совсем немного. Вот кого в кадре достаточно, так это психотерапевта трех героев в исполнении Сары Полсон. Она и будет убеждать их в том, что они просто сумасшедшие.

-7

Вернулись к своим ролям почти все второстепенные персонажи предыдущих фильмов. И сын Брюски, и похищенка Макэвоя, и мамка Джексона. Причём они имеют важное значение для сюжета, поэтому как лично мне было вдвойне приятно их видеть, так и вдвойне неприятно видеть их тем, кто предыдущие части не смотрел.

Фильму далеко до идеала. Что касается игры Уиллиса и Макэвоя, то тут всё как прежде. Уиллис деревянный, а Макэвой отыгрывает за всех. В данном контексте это минус, потому что он сильно перетягивает одеяло внимания на себя, не давая достаточно раскрыться другим. А ещё сама психбольница порождает больше сюжетных дыр, чем их имеется в моих носках.

И, казалось бы, мы имеем классическую историю противостояния добра и зла.

Да мы такое в каждом супергеройском фильме видим, а их выходит по несколько штук в месяц! Зачем нам ещё одна вселенная кинокомиксов от какого-то поехавшего индуса?

Да потому что «Стекло» - это не кинокомикс. Тут нет крупнобюджетных драк, взрывов и спасения жизней. Герои здесь не бессмертны. Он не просто не идёт по стопам Marvel и DC, а идёт в противоположную сторону, показывая на конкурентов пальцем и смеясь от их предсказуемости и примитивности. И хотя некоторые всё равно считают, что сюжет перерастает в «драку мужиков на лужайке», смотреть за этим в разы интереснее, чем за похождениями Мстителей. Здесь персонажи буквально знают, что они в комиксе, совершая некоторые поступки исходя из этого, при этом не разрушая четвертую стену.

-8

Можно сказать, что «Стекло» - мета-кинокомикс. Это не экшн, а в первую очередь триллер. Во главе угла здесь разговоры и идеи, а не кулаки и мускулы. И пусть это неинтеллектуальное кино, которое своими идеями и приёмами поразит утончённых кинокритиков, он достаточно прост, чтобы любой зритель понял, что хотел сказать автор.

Нетипичность и нестандартность этого фильма невозможно отрицать. Только вот кто-то получил удовольствие от данного подхода к сторителлингу, а кто-то расстроился, не получив своих спецэффектов.

Вот и получается:


Кинопоиск: 6,5\10.

IMDB: 7,1\10.

RottenTomatoes: 36% свежести.

ИТОГ:

Итак, вам СТОИТ сходить на «Стекло» если:

- Вам надоело супергеройское кино и хочется чего-то другого

-Вы любите неожиданные повороты

-Вы смотрели предыдущие фильмы

-Вы любите Брюса Уиллиса, Джеймса Макэвоя или Сэмюэла Л. Джексона

Вам НЕ СТОИТ сходить на «Стекло» если:

-Вам хочется на новых «Мстителей», но ещё долго ждать

-Вы хотите посмотреть на спецэффекты

-Вы не смотрели предыдущие фильмы

-Вас коробит от сюжетных дыр и несостыковок

Лично от меня «Стекло» получает смачное 8\10.