115 лет исполнилось со дня рождения прославившегося под псевдонимом Гайдар уроженца курского края Аркадия Петровича Голикова. Среди россиян старшего и среднего поколения наверняка не найдется тех, кто в ранние школьные годы не читал с упоением его повестей и рассказов. Как выяснилось позднее, жизнь писателя и его семьи составит конкуренцию любому триллеру.
Начало начал
Знаменитый советский писатель родился 9 (22) января 1904 года во Льгове Курской губернии.
Его отец, Петр Исидорович Голиков (1879-1927), происходил из семьи кустарястоляра из Пригородной слободы уездного города Щигры. Окончив с отличием Щигровское уездное училище, он поступил сначала в сельскохозяйственную школу в Шебекино, а затем – в Курскую учительскую семинарию. В Курске встретил свою будущую супругу.
Мать писателя, Наталья Аркадьевна Салькова (1884-1924), была дворянского звания, дочерью офицера, однако после окончания гимназии и получения аттестата зрелости, дающего право преподавать в младших классах, ушла из дома, что называется, «в народ». Замуж вышла вопреки воле родителей.
В конце лета 1899 года молодожены Голиковы приехали во Льгов, где Петр получил место народного учителя в школе при сахарорафинадном заводе. Здесь, помимо первенца Аркадия, у них родились дочери Наталья (1905) и Ольга (1907). Это была типичная семья разночинной либеральной интеллигенции. Супруги принимали активное участие в революционной антиправительственной деятельности, в результате чего были вынуждены покинуть Льгов (1908) и перебраться в Поволжье – сперва в Нижний Новгород, а затем в Арзамас. Однако на этом связь с родными пенатами они не оборвали: в 1909-1913 годах семейство Голиковых на летние каникулы регулярно приезжало в Щигры, останавливаясь в доме родителей Петра Исидоровича.
Сказки и реалии
Подобно тому, как Ганс Христиан Андерсен является главным сказочником Европы, Аркадий Гайдар – безусловно, фигура №1 в советской детской литературе, создатель знаковых произведений, на которых воспитывалось не одно поколение пионеров. В деле утверждения коммунистической идеологии с ним сопоставим разве что Маяковский.
Говоря о литературных влияниях, в письме к Рувиму Фраерману, автору повести «Дикая собака динго», Гайдар писал: «Весь и всем я обязан Гоголю, Гофману, Диккенсу и Марку Твену». В собственно сказочном жанре он работал немного: сюда относятся хрестоматийный «Горячий камень» и предельно концентрированная «Сказка о МальчишеКибальчише». Но и в некоторых, казалось бы, несказочных его вещах присутствует нечто некий фантазийный феерический флер, что выводит их за пределы классического реализма. Прежде всего, это касается наиболее популярного его произведения, ставшего в свое время воистину культовым.
Мало кто знает, но изначально повесть называлась «Дункан и его команда». Однако в издательстве английское имя посчитали неуместным, после чего главный герой был переименован в Тимура. Буквально сразу по выходе было написано и продолжение – киноповесть «Комендант снежной крепости», а в первые дни Великой Отечественной войны – киносценарий «Клятва Тимура». Впрочем, особого интереса ни у кинематографистов, ни у читателей продолжения не вызвали.
Зато главное произведение о Тимуре вошло в «золотой фонд» советской литературы, было дважды экранизировано (1940, 1976), а понятие «тимуровца» – пионера, помогающего пожилым людям, стало нарицательным. Но, перечитывая эту повесть сегодня, ловишь себя на мысли, что очарование ушло вместе с эпохой, сам же главный герой воспринимается не иначе, как советский Питер Пэн сказочный персонаж, или в проекции на современность Гарри Поттер, только в несказочной реальности.
В то же время в деле восстановления немифологизированной истории революции и гражданской войны возрастает актуальность тех произведений Гайдара, которые рассказывают о непосредственном участии автора в переломных исторических событиях. Это и литературный его дебют «В дни поражений и побед», и, конечно, «Школа». А для полноты картины, чтобы видеть явление с разных сторон, большой интерес представляет документальная повесть Владимира Солоухина «Соленое озеро» (1994), где рассказывается о деятельности Гайдара по усмирению крестьянского восстания в Хакасии.
Четыре половины
Подобно своему отцу, Гайдар был статным красивым молодцем и на невнимание со стороны женского пола не жаловался. Официально узами Гименея сочетался четырежды. От первой жены, Марии Плаксиной, у него родился сын Евгений, но, к сожалению, мальчик умер, не прожив и двух лет.
В 1925 году Аркадий Петрович женился на Лие (Рахили) Соломянской, а в следующем году у них родился сын Тимур. Однако продлился этот брак недолго. Третьей женой писателя (по некоторым источникам) стала Анна Трофимова, а четвертой Дора Чернышева, в браке с которой он удочерил ее дочь Евгению.
Есть версия, что Тимур не был родным сыном Гайдара. Как бы то ни было, получая паспорт, он взял в качестве фамилии литературный псевдоним отца (или отчима).
Контрадмирал
Тимур Аркадьевич Гайдар (1926-1999) начинал как военный моряк, выпускник Ленинградского военноморского училища, служил на подводной лодке в составе Балтийского и Тихоокеанского флотов. Однако очень быстро переквалифицировался в журналисты: окончив в 1954 году факультет журналистики Военнополитической академии имени Ленина, работал в газетах «Советский спорт» и «Красная звезда», затем перешел в военный отдел издания «Правда», возглавив его в 1972 году.
Между тем очередные воинские звания он получал регулярно. И так, подвизаясь на газетном поприще, дослужился до контрадмирала. С этим событием связана курьезная история, о которой в книге «Власть в тротиловом эквиваленте. Наследие царя Бориса» рассказал Михаил Полторанин:
«На одну из редакционных планерок Тимур пришел в новенькой форме контрадмирала. Сел среди нас на стул в глубине зала. Планерка шла, как обычно, а когда заканчивалась, ктото громко сказал главному редактору «Правды» Афанасьеву:
– Виктор Григорьевич, а Гайдар у нас получил звание контрадмирала…
– Да? – воскликнул Афанасьев и, оглядывая зал, увидел Гайдара. – Встань, покажись народу, Тимур!
Гайдар поднялся – низенький, толстенький, лицо и лысина – цвета буряка. Нашего коллегу, должно быть, постоянно мучило высокое давление.
Афанасьев долго смотрел на него оценивающим взглядом, потом ехидно сказал:
– Да, Тимур, на контру ты, конечно, похож. А вот на адмирала – нисколько!»
Женат Тимур Аркадьевич был на Ариадне Павловне Бажовой, дочери еще одного знаменитого писателя Павла Бажова – автора «Уральских сказов». В этом браке родился сын Егор, будущий «преобразователь» России.
Пересечение двух Аркадиев
В первенстве на звание самого непопулярного человека в новейшей российской истории Егор Тимурович Гайдар (1956-2009) может с успехом конкурировать с такими антигероями, как Михаил Горбачев, Борис Ельцин и Анатолий Чубайс. По иронии судьбы ему выпало сыграть роль мальчишаплохиша, проведшего в жизнь не реформы, о которых так много говорилось в его теоретических выкладках, а демонтаж, разрушение государства.
Однако, в отличие от других главных действующих лиц и исполнителей, Егор Тимурович оказался фигурой во многом трагической. Ведь если верить близко знавшему его олигарху Петру Авену: «Гайдар был бессребреник. Когда Лешу Головкова хоронили, выяснилось, что у Гайдара нет теплого пальто. Деньги его не интересовали. Он совершенно был нематериальный человек».
Еще во время учебы в университете Егор Гайдар женился на Ирине Смирновой, от которой у него было двое детей: сын Петр (1979) и дочь Мария (1982). Однако спустя три года после рождения дочери путидороги супругов разошлись, и следующей избранницей будущего премьерминистра стала Мария Аркадьевна Стругацкая, и в 1990 году у них родился сын Павел. Таким образом, пересеклись династии двух культовых писателей, двух Аркадиев.
И, наконец, последняя на сегодня публичная персона из династии Гайдаров «прославилась» тем, что оказалась в команде бывшего президента Грузии (у себя на родине объявленного в международный розыск), занявшего на тот момент должность губернатора Одесской области. При этом Мария Егоровна приняла украинское гражданство, отказавшись от российского.
Олег Качмарский