19 января профессиональный праздник отметили спасатели Беларуси. Об их героических буднях и подвигах сказано немало. На этот раз «Нк» решил приоткрыть завесу дыма и огня и посмотреть, как живут укротители огненной стихии в обычные дни, чем они увлекаются и занимаются в свободное от работы время.
Корабли – своими руками
Александр Ковальчук, главный специалист инспекции надзора и профилактики Барановичского ГРОЧС:
– Конструирование увлекало меня всегда: в детстве я посещал кружок авиамоделирования. Уже будучи взрослым, однажды заметил в продаже журналы, в комплекте к которым продавались детали для автомобилей, самолетов, танков. И тут дремавшая во мне с детства страсть проснулась. Поначалу попробовал собрать автомобиль. Получилось, но особенного удовольствия не испытал, ведь просто сложить несколько деталей может даже ребенок. А мне хотелось чего-то более грандиозного. Совсем другое дело – корабль. Здесь к созданию модели нужно подходить творчески: не просто соединять части, а подгонять их друг к другу, шлифовать и подтачивать.
Процесс полностью повторяет реальное создание корабля, только происходит все не на судостроительном заводе, а у меня на столе. Иногда детали настолько миниатюрные, а работа скрупулезная, что руками ее выполнить очень сложно. Например, когда я связывал веревочные трапы, пришлось позаимствовать несколько косметических пинцетов у жены: завязать микроскопические узелки пальцами не получалось. И кстати, чтобы сделать один такой трап, пришлось потратить несколько дней, естественно, с перерывом на домашние дела и семью.
Моему увлечению уже восемь лет, за это время я собрал три корабля, на первый из которых потратил три года. Сейчас собираю еще два. Многие знакомые с удивлением, а некоторые и с откровенным непониманием воспринимают мое хобби. Неужели, мол, не жалко времени, сил и денег. Да, действительно, помимо трудоемкости есть еще и материальная сторона. Чтобы собрать один корабль, нужно купить около 150 журналов с деталями. А это около 700 долларов. Но я ведь не за раз выкладываю всю сумму: в месяц мое увлечение обходится не больше чем в 40 рублей. Но это ничто по сравнению с ощущениями, которые испытываешь, когда видишь готовый корабль, над которым трудился несколько лет. И еще большее удовлетворение испытываешь от того, что собрал его своими собственными руками.
Наши подводные пейзажи не уступают морским
Александр Шелесный, начальник смены ПАСЧ № 1 Барановичского ГРОЧС:
– Заняться чем-то, помимо работы, мне захотелось, когда начал служить в МЧС. Раньше у нас была штатная водолазная служба, несколько раз я ездил с водолазами на тренировочные погружения, наблюдал, плавал вместе с ними. Мне понравилось. Потом в интернете наткнулся на видео о подводной охоте. Это своего рода соединение традиционной рыбалки и охоты. Только всё происходит под водой, а добычей являются не звери, а рыба. Я не на шутку заинтересовался, потом решил попробовать. Купил костюм, приспособления для охоты – и завертелось…
Первое время просто ездил на слеты подводных охотников, погружался вместе с ними и наблюдал за их охотой. Поначалу возвращался домой без добычи. Потом набрался опыта – и первый улов не заставил себя долго ждать.
Наибольшее наслаждение, конечно, доставляет охота в водоемах с чистой водой. У нас в Барановичском регионе такие места можно по пальцам пересчитать. Кроме того, не в каждом из них по закону можно охотиться. Иногда в поисках подходящего водоема можно проехать больше 150 километров. Самые незабываемые впечатления у меня остались после охоты на Браславских озерах. Вода там настолько чистая и прозрачная, что видимость в глубину достигает шести метров. А подводные пейзажи Беларуси по красоте не уступают даже морским.
Подводной охотой я занимаюсь уже восемь лет. За это время многому научился, так что теперь без добычи возвращаюсь крайне редко. А в прошлом году на реке Мухавец возле Бреста мне удалось подстрелить сома весом 12 килограммов. Именно этот улов запомнился особенно. Наверно, потому, что это был именно сом, а они водятся далеко не во всех водоемах. Хотя, конечно, в подводной охоте меня больше привлекает даже не добыча, а возможность собственными глазами увидеть подводный мир, прикоснуться к нему и насладиться его красотой. Полюбоваться, к примеру, лесными пейзажами могут почти все и в любое время, а подводные красоты доступны лишь немногим. Именно это и захватывает больше всего.
По жизни с «Акцентом»
Дмитрий Хмелев, начальник ПАСП № 15 д. Полонка (на фото - второй слева):
– В детстве я никогда не посещал никаких музыкальных занятий, кроме разве что уроков пения в школе. И никогда даже представить себе не мог, что когда-нибудь буду исполнять песни со сцены перед зрителями. Но получилось именно так.
Перед тем как устроиться в МЧС, я работал на птицефабрике «Дружба». Однажды во время корпоративного мероприятия мы с коллегами решили спеть. Наверное, выступление было на уровне, потому что сразу после него мне предложили стать участником творческого коллектива «Акцент», существующего на предприятии. С этого момента все и началось. Мы не только выступали перед своими сотрудниками, но и часто участвовали в конкурсах как среди трудовых коллективов, так и среди профессиональных артистов. Еще тогда, в самом начале, я понял, насколько интересно и даже захватывающе выступать на сцене. И даже несмотря на то, что с 2014 года я служу в МЧС, все равно остаюсь частью «Акцента».
Знакомые часто интересуются, платят ли мне за мои выступления, и недоумевают, когда я отвечаю, что пою только для своего удовольствия и ради него. Птицефабрика «Дружба» спонсирует участие в конкурсах: проезд, питание и проживание, когда мы выступаем в других городах. Но цели на этом заработать у меня нет и не было. В выступлениях на сцене привлекает постоянное движение, новые знакомства, приятные впечатления.
Бывает, придешь домой после работы уставший, грустный и, кажется, совсем без сил. Но стоит только взять гитару в руки или сходить на репетицию, встретиться с коллегами – усталость и хандра тут же отступают. Для кого-то отдых после работы – это возможность полежать на диване перед телевизором, а я беру силы для новых трудовых будней в творчестве. Да, выступлениям предшествуют многочасовые репетиции, которые порой очень утомляют. Но вместе с тем удовлетворяют морально и заряжают новой энергией и позитивом.
Авто – на реставрацию!
Василий Кислый, водитель ПАСЧ № 3 Барановичского ГРОЧС:
– Моей первой техникой был мопед. С друзьями мы часто и подолгу гоняли по дворам. А потом столько же, а порой и дольше ремонтировали своих железных коней. Можно сказать, что в то время мое хобби сводилось к тому, чтобы всласть покататься, а потом часами чинить мопед. Поскольку реставрация техники – хобби довольно затратное (постоянно нужно покупать новые детали, порой очень дорогие), создавать какие-либо серьезные проекты я начал, только когда стал сам зарабатывать деньги.
Первым достижением стал пожарный мотоцикл, который мы вместе с начальником части от первого до последнего винтика собрали своими руками. На работу ушел почти год. На пожары наш мотоцикл не выезжает, хоть и оборудован для этого всем необходимым. Он хранится как гордость нашей части, стал первым и долгое время был единственным в Беларуси. После нас похожие модели начали собирать в других городах, но первыми были мы.
Не меньше меня привлекает и работа с легковыми автомобилями, а также внедорожниками. Один такой я подготовил для соревнований по бездорожью, участником которых являюсь уже больше шести лет. Несколько раз занимал призовые места. Как правило, подготовка к таким мероприятиям грандиозная и может растянуться на несколько лет, не говоря уже о материальных затратах. Это и неудивительно, ведь иногда приходится преодолевать такие участки, по которым и танк наверняка с трудом пройдет. Бывает, едем, а в салоне машины вода доходит нам до пояса или колеса в трясине вязнут. Зато ничто не сравнится с эйфорией, когда удается преодолеть, казалось бы, непроходимый участок трассы.
Мое увлечение дает мне не только моральное удовлетворение: благодаря ему я настолько хорошо научился чувствовать автомобиль, которым управляю, что словно становлюсь с ним единым целым. Однажды это даже спасло мне жизнь. Мы с другом попали в ДТП, шансов вырулить практически не было, но я смог. Тот случай мы с приятелем вспоминаем до сих пор, и он по-прежнему поражается моей молниеносной реакцией.
Наталья СМИРНОВА. Фото автора.