Найти в Дзене
Юрист Кирилл Зыкин

Заявление к информационному посреднику. Часть 2. Инстаграм.

Оглавление

Приветствую, уважаемый читатель!

Как и обещал, представляю вашему вниманию вторую часть обзора механизма обращения авторов и правообладателей к информационным посредникам с целью защиты своих нарушенных интеллектуальных прав (обещаю научиться писать доступнее).

Предисловие

Во второй части, я рассмотрю механизм обращения, который предлагает такая площадка как “Instagram”. Читать до конца обязательно, в конце ждет обещанный кейс!

Инстаграм достаточно интересная площадка, так как она объединяет достаточно разные форматы контента. Уже прошло очень много времени с того момента, когда инстаграм можно было считать просто фото-хостингом, сейчас эта площадка позволяет размещать аудио, видео, фото, тексты и другие объекты интеллектуальных прав. В связи с этим наверняка возросло количество нарушений интеллектуальных прав. И раз сама площадка позволяет размещать на ней различного рода контент, то инстаграм является информационным посредником.

Важное замечание необходимо внести касательно страны происхождения сервиса, это США. Соответственно при ознакомлении с внутренними документами и их содержанием необходимо помнить об этом, так как, не смотря на то, что они переведены на русский язык, составлялись они явно не на основании законодательства Российской Федерации, по этой причине могут быть расхождении в регулировании. Авторов и правообладателей эти нюансы не должны никоим образом останавливать в обращении за защитой нарушенных прав. К тому же у сервиса есть русскоязычная техническая поддержка (я надеюсь), что говорит об ориентированности на российскую аудиторию и наши проблемы должны разрешаться точно также как и у пользователей из других стран.

Переходим непосредственно к рассмотрению механизма. Инстаграм, это все-таки мобильное приложение и я хочу отметить следующее – то, что я делал, пользуясь компьютером, можно сделать и с мобильного устройства. Это радует, но вопрос удобства я оставлю открытым.

Поиск искомой информации.

Как обычно, чтобы начать исследование, нужно найти внутренние положения, регулирующие данный вопрос. Свой поиск я начал со стартовой страницы сайта www.Instagram.com. Я не был авторизован, поэтому попал на страницу, которая предлагала «войти» на сайт как пользователю. У правообладателя или автора может запросто не быть аккаунта и поэтому важно предусмотреть, чтобы такой человек мог свободно найти нужную ему информацию, как например, в моем случае.

главная страница сайта инстаграм
главная страница сайта инстаграм

Под формой для авторизации находится примечания о том, что пользователь принимает условия. Часть надписи является кликабельной, но, на мой взгляд, это не очевидно. Нажав на ссылку «условия» мы попадаем на страницу, где, по сути, содержится информация по работе сервиса. Меня, конечно, не интересовала «вся» информация, важно найти положения касательно работы с нарушениями интеллектуальных прав. Так как я впервые знакомился с механизмом, решил довериться интуиции и просто тыкал в поисках искомого. Я не скажу, что это было сложно, скорее это было долго. Смотрите сами – для начала необходимо выбрать в меню слева «центр конфиденциальности и личной безопасности», затем в обновившемся меню нажать «жалобы» и «интеллектуальная собственность».

Порядок поиска искомой формы
Порядок поиска искомой формы

При нажатии на «интеллектуальная собственность» происходит переход на новую страницу, на которой расположена информация, разделенная на два блока – «авторское право» и «товарный знак». При первичном ознакомлении, я не очень понял в чем идея, но изучив подробнее я понял, что это сделано в первую очередь для визуального удобства. Перемещаясь по разделам можно заметить, как сервис позаботился о себе и пользователях, сделав так называемую «защиту от дурака». Во-первых, все более или менее объясняется, делаются важные замечания, например, о том, что механизмы регулирования данных вопросов могут изменяться в зависимости от законодательства конкретного государства. Во-вторых, за что я выражаю огромное уважение, сделан классный FAQ (ЧаВо), в котором, на мой взгляд, более или менее достаточно разобраны отдельные вопросы, это поможет пользователю самому понять действительно ли произошло нарушение его прав, а также может избавить команду ресурсу от обработки некорректных обращений.

Теперь давайте по поводу самих разделов. Если внимательно ознакомиться с их содержанием у российского юриста явно должен возникнуть ряд вопросов, но так как я сделал поправку о том, что сервис не российский, то необходимо смотреть на это именно сквозь такую призму. Исходя из этого нет никакого смысла лезть и кого-то исправлять, но так как я пишу для российской аудитории, то мне важнее указать, что не надо бояться пользоваться инструментами, даже если что-то на ваш взгляд кажется неподходящим для конкретных обстоятельств. Да, в разделе «авторское право» речь ведется только об авторских правах, ну и что? Разве, это означает, что исключительные права правообладателей на произведения не охраняются? Нет, ни в коем случае. Просто возможно, что в другом законодательстве авторское право включает в себя, в том числе и исключительные права правообладателей.

Перейдя по этим ссылкам, вы найдете информацию по каждому разделу, а также ссылки на формы для жалобы.
Перейдя по этим ссылкам, вы найдете информацию по каждому разделу, а также ссылки на формы для жалобы.

Большего непонимания у меня вызвал раздел «товарный знак». Я сначала не понял, а как собственно могут нарушаться в инстаграм исключительные права на товарные знаки? Вообще товарный знак (знак обслуживания) по праву РФ используется для индивидуализации товаров, работ, услуг и нарушения права на товарный знак происходит, например, путем размещения чужого товарного знака на изготовляемой продукции. Почитав, я понял, что инстаграм достаточно прогрессивная площадка, и они подстроились под реалии, т.е. учитывается, что могут быть аккаунты, которые будут размещать рекламные публикации, в которых как раз незаконно используется чужой товарный знак, например с продвижением контрафактного товара. Правда у меня остается вопрос, как мы будем «по интернету» определять является та или иная продукция контрафактной? Но да ладно. В целом и общем достаточно подробная информация, однозначно лайк!

Теперь непосредственно перейдем к форме для обращений.

Форма для обращений также находится в тексте, но благо из-за небольшого количества символов ее легко найти. По своей сути, визуально эта форма напоминает такую же форму, как и в «ВКонтакте», да и принцип работы идентичен. Ты заполняешь поля и отправляешь ее на дальнейшую обработку. Удобная ли она? Более или менее. При обращении следует быть внимательным, так как предлагается достаточно большое количество вариантов для выбора. Опять же это сделано с целью, чтобы не отправлялись некорректные обращения, пока нажимаешь, думаешь о том, что ты делаешь и делаешь ли ты все правильно.

Исходя из предложенных для заполнения полей видно, что руку к созданию прикладывали не ребята из России. К примеру, если пожаловаться на контрафактную продукцию и выбрать, что товарный знак принадлежит мне или моей организации, то появится поле, в котором можно оставить ссылку на свой официальный ресурс (для примера использован адрес страницы в фейсбук). Это говорит о том, какое значение придается подобного рода источникам информации.

На видео изображено как поэтапно найти форму через приложение.

Все переведено на русский язык, никаких проблем с пониманием не возникнет.

Если говорить о минусах, то вот с чем я столкнулся:

  • Если я выбираю поле «я или моя организация», то у меня просят выбрать рабочие обязанности. Зачем? А если жалуется автор фотографического произведения, который не работает, к примеру? И обойти это нельзя, придется заполнять. Очень странно;
  • Нет поля, в котором ты бы мог объяснить, в чем заключается нарушение или почему ты являешься автором и т.д. Это однозначно недостаток на мой взгляд;
  • Когда ты отправляешь жалобу, то происходит – ничего. Тебя просто направляет на новую страницу. Никакого примечания или обращения в духе «Спасибо, мы ответим вам скоро». Мне сначала показалось, что это глюк и нужно повторно обращаться, но пришло электронное письмо на почту о принятии заявки. Отсутствие окна с уведомлением о принятии обращения, это серьезный минус.

С внешней стороной работы, я думаю достаточно, теперь перейдем к обещанному кейсу.

Кейс.

К сожалению, протестировать работу инструмента в «ВКонтакте» мне не удалось, так как разработчики не предусмотрели тестового режима. Но у меня появилась хорошая возможность испытать механизм в инстаграм, о чем я вам с удовольствием расскажу. Приступим!

В феврале 2018 года, я сделал рекламный пост для одной из групп вконтакте, а именно написал текст и опубликовал его. Вопрос о том, является ли такой текст творческим оставим, я считаю, что все тексты, которые выходят из под моего «пера» носят творческий характер.

-4

Данный текст был использован при создании поста и его дальнейшей публикации одним из пользователей в инстаграм. Так как аккаунт принадлежит магазину, продающему товары, то цель публикации текста, на мой взгляд, единственная – продвижение товаров с целью привлечения прибыли, т.е. коммерческая. Поэтому имеет место нарушение моих прав.

И раз я пишу этот материал, то по-моему все удачно сложилось, чтобы и людям указать, что они не правы и так нельзя, и самому механизм протестировать, с вами этим поделиться.

Посредством формы на сайте инстаграм я отправил жалобу. Время и даты отправки – 10 июня 2018 года в 12 часов 42 минуты. После чего пришло сообщение на указанный мной адрес электронной почты о принятии обращения в обработку.

Форма была заполнена достаточно скромно. Имя и фамилия, электронный адрес, указал, что я являюсь автором и правообладателем, приложил ссылку на оригинал моего текста, а также приложил скриншот из социальной сети ВК, на котором указывается, что я автор публикации, где был использован мой текст.

Дополнительно отмечу, что сама процедура подробно описывается инстаграмом (перед подачей жалобы ознакомьтесь с ней). Из интересного: инстаграм может отправить контактные данные нарушителю, в частности речь ведется об электронной почте, чтобы он смог связаться с Вами. На самом деле, это очень неплохо, так как возможно в зависимости от ситуации вы и нарушитель сможете договориться о сотрудничестве.

К вопросу о сроках удаления данных, я не увидел такой информации. Так как все субъекты (исключая инстаграм) находятся на территории РФ, то восстановление нарушенных прав должно регулироваться российским законодательством, т.е. информационный посредник должен будет удалить публикацию в течение 24 часов.

В 00:43 на указанный мной электронный ящик пришло письмо от инстаграм, содержащее информацию о том, что публикация была удалена. Таким образом, с момента обращения до удаления публикации прошло 10 часов. Пост был удален.

Итоги.

Пройдя процедуру обращения можно смело подводить итоги и обращать внимание на важное. Отдельное спасибо разработчикам за подробное описание моментов, которые могут помочь человеку понять, что и как нужно делать и вообще нужно ли. Это очень важная информация, так как не все обладают юридическим образованием и могут дать неправильную квалификацию действиям третьих лиц.

Система допуска до формы обращения тоже проработана с умом, что полезно как для заявителя, так и для ресурса.

Форма. Сама форма достаточно удобная, хотя некоторые поля могут вызвать вопросы, например, касательно «Электронной подписи». Мне до сих пор непонятно, что это за электронная подпись, но это точно не электронная цифровая подпись. Отсутствие поля для пояснения обстоятельств мне кажется недостатком потому что ситуации бывают разные и иногда действительно нужно пояснить что-либо.

Язык заявления. Мне не очень понятно рассматривает ли заявления русскоговорящая поддержка или же нет? Если нет, то необходимо это учитывать и составлять заявление, во-первых не на русском языке, а во-вторых, если приобщаются какие-либо документы, то наверное неплохо бы перевести их на соответствующий язык. Это вопрос, который неплохо бы разрешить.

Сроки. Срок моего ожидания удаления публикации составил 10 часов. Много это или мало? Ситуации бывают разные, иногда действительно 10 часов могут сыграть решающую роль и привести к убыткам. С другой стороны необходимо оценивать не только само время ожидания, а процедуру в целом. С такой позиции 10 часов, это достаточно небольшой промежуток времени, смотрите сами. Мы подаем заявление напрямую к информационному посреднику, избегая почтовой связи, ожидания в очередях и другого. Данное заявление принимается в обработку и впоследствии проверяется (надеюсь на это), после проверки принимается решение, а потом удаляется публикация. Плюс, нужно учитывать, что такое обращение не единственное, и оно явно попадает в очередь на обработку.

страница после удаления публикации
страница после удаления публикации

Вроде бы все складывается неплохо, да и работает, похоже, хорошо, но есть жирные наблюдения, которые могут приводить к печальным последствиям. Ровно два момента, которые меня наталкивают на мысль, что этот инструмент может работать не только во благо авторам и правообладателям. У меня есть устойчивое ощущение, что информация, отображенная в заявлении либо не обрабатывается совсем, либо обрабатывается, но плохо. Плюс, что с идентификацией заявителя? Какая информация свидетельствует о том, что обращается именно правообладатель? Строчка, в которую можно внести любое имя и фамилию? В «ВКонтакте» хотя бы обязательно для указания паспортные данные, а здесь нет такого. Понятно, что ресурс зарубежный, отсюда такие несовпадения, но, тем не менее, это явно играет против добросовестных авторов и правообладателей. Отсюда опять же возникает проблема с тем, что у такого механизма есть издержка в виде того, что может быть злоупотребление со стороны третьих лиц.

Мне интересно знать, сталкивались ли вы с нарушениями ваших интеллектуальных прав в интернете и что делали для защиты? Поделитесь пожалуйста в комментариях к этому посту.

Следующая часть будет про YouTube, там тоже есть о чем поговорить, а пока прошу, если вам понравилось делиться записью с друзьями, ставить лайки и добавляться в друзья!

С уважением, магистр юриспруденции Зыкин Кирилл Алексеевич!