Найти тему
ActivityEdu

Рабочая программа в школе: что в нее входит и допустим ли креатив

Школа разрабатывает и утверждает рабочие программы учебных курсов и дисциплин. И, несмотря на то, что учителя-предметники составляют их на основе определенных стандартов, каждая такая программа отражает индивидуальный подхода к обучению дисциплине.

Школа делает программы

Основой для написания рабочей программы являются Федеральный государственный образовательный стандарт и примерная (типовая) учебная программа по дисциплине, которая готовится по заказу Министерства образования. 

Рабочая программа базируется на материалах учебника (учебно-методического комплекса) по дисциплине, выбранного школой из возможных вариантов. 

Некоторые учителя предпочитают использовать готовые авторские рабочие программы.  Такая программа создается одним или несколькими авторами на основе ФГОС и примерной (типовой) программы по дисциплине. 

В настоящее время появилось много подобных программ, которые выпускаются разными издательствами. Но, прежде чем использовать такую программу, необходимо посмотреть, соответствуют ли ее структура и содержание Федеральному государственному образовательному стандарту. Так что, если педагог обнаружит какие-либо расхождения, то ему все равно придется делать свою программу, подводя материалы авторской программы под требования стандарта. 

Рабочие программы рассматриваются методическим советом школы, согласуются с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждаются педсоветом.

Что входит в программу?

Основными разделами рабочей программы являются: 

  • пояснительная записка, в которой указываются цели и задачи курса; 
  • документы, на основе которых разработана программа; 
  • общая характеристика курса; 
  • описание его места в учебном плане; 
  • личностные, метапредметные и предметные результаты, которые школьники должны приобрести в результате освоения курса;
  • содержание курса;
  • тематическое планирование;
  • материально-техническое обеспечение.

В современных рабочих программах, в отличие от старых календарно-тематических планов, необходимо отразить не только образовательные и развивающие, но и воспитательные цели и задачи. Например, изучение иностранного языка должно быть направлено на воспитание у школьников потребности к самостоятельному изучению данного предмета, использованию о английского, французского или какого-нибудь другого языка различных сферах. Ребята должны осознать, что иностранный язык необходим им как средство общения, познания, самореализации. Даже если в ближайшее время они не имеют возможности посещать зарубежные страны или общаться с иностранными гостями, они могут читать художественную и научно-популярную литературу в оригинале, получая с помощью иностранного языка информацию из разных областей. 

В разделе «Тематическое планирование» («Календарно-тематическое планирование») весь учебный материал следует распределить в соответствии с учебным планом и графиком работы школы на предстоящий учебный год. Данный раздел включает информацию о разделах (тематических блоках, модулях) и темах программы с указанием количества отводимых на них часов. 

В календарно-тематическом плане также отражаются виды занятий и учебной деятельности школьников, формы проведения контроля изучаемого материала.

В последние годы школа уделяет большое внимание проектной деятельности. Поэтому тематическое планирование должно в обязательном порядке включать такой вид работы, как проект, который предполагает индивидуальную, парную или групповую работу учащихся. Примерные темы проектов, которые следует отразить в данном плане, зависят не только от дисциплин и уровня подготовки учащихся, но и от их интересов. Более конкретная тема может быть сформулирована уже при непосредственной работе с детьми, причем желательно, чтобы они сформулировали ее сами. 

Раздел «Материально-техническое обеспечение» включает литературу по дисциплине (библиотечный фонд), печатные пособия (такие, как иллюстративный и раздаточный материал), ТСО (ПК, мультимедиапроектор и др.), электронные издания (учебные диски, программы).

В список литературы по дисциплине входят: основной учебно-методический комплекс (например, при изучении предмета «Английский язык» это может быть УМК «Английский в фокусе» для соответствующего класса), дополнительные методические пособия для педагога, книги для учащихся, справочная литература (энциклопедии, справочники, словари), периодические издания (методические журналы по дисциплине). В данном перечне желательно разделить издания, предназначенные для школьников, и литературу для педагога.

Творческий подход

Несмотря на приверженность рабочей программы определенным стандартам, ее создание может и, как мне кажется, должно носить креативный, или творческий характер. 

Разбивая предлагаемые общие темы (разделы, блоки) на отдельные подтемы, педагог может каждую из них раскрыть, сформулировать по-своему.

Помимо основного учебно-методического комплекса, преподаватель может использовать и материалы других учебников, упражнения, заимствованные из методической литературы (книг и журналов для учителя), ресурсы интернета, собственные наработки. Таким образом, список литературы можно дополнить литературой, из которой будут взяты тексты, задания и упражнения. Например, в дополнение к материалам базового УМК можно использовать тексты из пособия Т.Ю.Журиной 55 устных тем по английскому языку для школьников: 5– 11 классы, материалы которого полностью соответствуют школьной программе. В частности, при изучении блока «Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее» это будут тексты I want to be a teacher и I dream about being a doctor (Я хочу быть учителем и У меня есть мечта стать врачом) и вопросы к данным текстам. В соответствующий блок можно включить такие темы, как Сhoosing a Сarreer (Выбор профессии) и The World of Professions (Мир профессий).

В тематический блок «Страны изучаемого языка и родная страна» преподаватели из разных регионов должны включать свои темы. Например, такие, как Why I love my native city (Почему я люблю свой родной город) или My Native Village (Мой родной поселок). 

Подбор дополнительной литературы ведется с учетом подготовки школьников. Если ваши ученики достаточно хорошо владеют иностранным языком, то можно предлагать им тексты художественной литературы в оригинале, а если они испытывают трудности при изучении данной дисциплины, то лучше будет использовать адаптированные тексты. 

Большое значение имеет включение в программу таблиц, схем, карт, рисунков. Такой материал необходим при изучении почти всех предметов. По русскому и иностранному языку это будут схемы и таблицы, связанные с освоением грамматических правил, по географии, истории, иностранному языку (при изучении страноведческого блока) – карты, по МХК – репродукции картин и т.д.

Это может быть не только готовая печатная продукция, но и материал, изготовленный педагогом. Возможно, что в таблице, представленной в каком-нибудь справочнике по русскому или английскому языку, графический материал дается в более доступной для ваших учеников форме, нежели в учебнике или в готовых таблицах. И тогда с помощью современной техники учитель изготавливает соответствующий материал, который затем использует на своих уроках. 

И, конечно же, при составлении плана не следует забывать о включении в него технических средств обучения (персональный компьютер, мультимедийный проектор и др.) и том материале, который будет изучаться с помощью таких средств (учебные диски, программы, флэш-карты). Помимо компакт-дисков, входящих в комплект УМК, учитель может использовать дополнительные ресурсы, собственные разработки.

Большим подспорьем для создания и применения на занятиях иллюстративного материала мультимедийного характера и раздаточного материала являются методические журналы по разным дисциплинам, представленные в электронной форме.          

И не столь важно, какие именно методы и средства обучения использует педагог. Главное, чтобы в результате освоения курса, дисциплины были решены поставленные задачи и достигнуты поставленные цели.