Найти в Дзене
zautra.by

Эксперт: Централизованным государством легче управлять, но, как мы видим, далеко не эффективней

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВ, ЗАВТРА ТВОЕЙ СТРАНЫ

Только местные жители знают, как должны развиваться их города и села. Однако порой сами об этом не догадываются.

Фото: pixabay.com

В последние годы Минск и областные города сделали серьезные подвижки в сторону улучшения качества жизни. А положение небольших городов и деревень, наоборот, продолжает ухудшаться. Несмотря на льготы и преференции, в регионы не идет бизнес, в них не развивается туризм, практически отсутствуют возможности для отдыха и развлечений. Глубинка все больше погружается в депрессию.

Виной тому неразвитость и слабость местного самоуправления, считает эксперт проектов ПРООН и ЕС в области устойчивого развития Олег Сиваграков. Говорим с ним о том, как вывести белорусскую глубинку из депрессии.

— У чиновников свое видение того, как должны развиваться регионы. Им сверху кажется: достаточно построить более-менее нормальное жилье для специалистов или заменить доильный аппарат на ферме, и городок или село начнет развиваться. Но практика, в том числе мировая, показывает, что так это не работает.

-2

Олег Сиваграков

— Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию и вдохнуть жизнь в регионы?

— На уровне государства необходима децентрализация и расширение самоуправления.

Сегодня, когда я общаюсь с высокопоставленными чиновниками, слышу от них, что сельсоветам вообще не надо давать деньги, потому что там не осталось образованных кадров, которые смогли бы грамотно распорядиться выделенными средствами. Это, конечно, в корне неправильное мнение. В действительности только на местах и знают, куда лучше вложить деньги. Только порой сами об этом не догадываются.

— Как узнать у местных жителей, что им нужно?

— Главное не начинать с проблем. Классический подход, когда ставится проблема, анализируется, а потом делается предложение, тут не работает. Практика показывает: в таком случае мы не выйдем на позитив, только и будем говорить о проблемах и недостатках.

Я предлагаю представить такое идеальное место, где все хорошо. Так мы узнаем, какие ценности жители разделяют, каким они хотят видеть свой город или село не завтра или через год, а через 10-15 лет. Затем необходимо провести SWOT анализ — узнать сильные и слабые стороны, что у нас есть, что у нас хорошо, что мы умеем делать. Если завести аудиторию, можно отыскать десятки на самом деле сильных сторон, можно сказать брэндов, которые есть в городе.

—Хорошо, мы узнали, что хотят люди, выслушали их идеи, что делать дальше?

— Нужно создать стратегию устойчивого развития. Чтобы это не было «поговорили и разошлись». По итогам встречи должен появиться конкретный документ, в котором прописываются цели, задачи и пути их достижения.  

Почему это важно? Во-первых, людям надоели приказы сверху. Во-вторых, есть положительные эмоции от того, что люди сами участвуют в большом деле развития своего региона. В-третьих, когда человек сам что-то предлагает, он становится не только соавтором, но и защитником и драйвером этой идеи. В результате люди делают все, чтобы претворять в жизнь идеи и предложения, прописанные в стратегии.

— Почему эти предложения не находят поддержки у чиновников?

— Нельзя сказать, что они не находят поддержки. Одни чиновники действительно видят в самоуправлении конкурентов, считают, что раз они занимают какую-то должность, то их должны все слушать, а не они кого-то. Но есть и такие госслужащие, которые сами идут туда, где проводят такие проекты, звонят, что-то предлагают. В общем, видят в этом выход из той сложной ситуации, которую мы сегодня имеем в сфере регионального развития. И, как показывает пример западных стран, это действительно выход.

Очень важно продвигать понимание того, что сегодня нужно всячески поддерживать и развивать инициативы на местах, что необходим закон о местном самоуправлении, что должна быть проведена децентрализация власти. Конечно, централизованным государством легче управлять, но, как все мы видим, легче далеко не означает эффективней.

Обувь из шин и сумки из потертых сидений: зачем белорусам «замкнутая» экономика