Каждого из нас критика периодически застает врасплох, вызывая неадекватную реакцию. Например, вы руководите проектом, и вам кажется, что все идет прекрасно. Пока коллега не отведет вас в сторонку и не огорошит заявлением, что вы слишком властный и заносчивый. Новость может шокировать, и погрузить вас в неуверенность и стресс на долгие месяцы.
Внезапная критика, которую вы никак не ожидали услышать, может выбить почву из-под ног. Однако, несмотря на шквал эмоций, на происшедшее следует реагировать конструктивно. Публикуем 8 советов от Harvard Business Review из книги «Эмоциональный интеллект», как правильно воспринимать критику.
1. Возьмите паузу
Ощутив выброс адреналина во время неприятной беседы, возьмите паузу, глубоко вдохните и сделайте следующее.
2. Осознайте свои чувства
И отодвиньте их на второй план. Обычно любая критика, даже правильная, звучит обидно, выводит из равновесия и воспринимается как переход на личности. Примите боль, гнев, стыд или неудовлетворение. Идентифицируйте все испытываемые вами чувства и постарайтесь, чтобы они не мешали слушать.
3. Смотрите широко
Попробуйте посмотреть на сказанное более широко. Критик не всегда является образцом красноречия и может использовать в разговоре неумелые формулировки, но это не значит, что его информация не представляет ценности. Не путайте форму и содержание.
4. Не пытайтесь дать отпор
Не выражайте согласия или несогласия — просто примите к сведению. Задавайте вопросы. Требуйте примеры. Отнеситесь к услышанному с пониманием. Так вы выйдете из оборонительной позиции и начнете слушать.
5. Изучите свое самовосприятие
Перечислите все, что повлияло на ваше мнение о себе. Заранее предполагая, что встанете в оборонительную позицию в ответ на угрозу этим конкретным убеждениям, вы сможете лучше контролировать негативные чувства в случае их возникновения.
6. Примите точку зрения «и»
Не мыслите категориями «либо — либо». Помните: вам, как и всем остальным, свойственны как положительные, так и отрицательные черты. Например, в чем-то вы компетентны, а в чем-то нет.
7. Смиритесь со своими недостатками
Или работайте над ними. Но помните, что всем свойственно ошибаться. Главное, относитесь и к себе и к другим бережно.
8. Делайте выводы
Главное — делать выводы из своих ошибок.
Вывод
В критике, особенно неожиданной, содержится полезная информация о том, как вас воспринимает другой человек. Следуя вышеизложенным рекомендациям, вы сумеете во всем разобраться и сделать выводы.
Отрывок из книги: Гарвард бизнес ревью гайд. «HBR Guide. Эмоциональный интеллект». Подпишитесь на уведомление о выходе книги, чтобы не пропустить скидку. Перейти на сайт издательства МИФ →
Понравилось? Ставьте лайки, делитесь в соцсетях! 👍😃
Ваш МИФ ❤️
Много хороших книг на нашем сайте, заходите, у нас появилось много новинок: m-i-f.ru