Российская госкорпорация не выдерживает конкуренции с американской частной компанией.
Россия 13 лет была главным «космическим извозчиком», однако в 2016 году ее опередили США и Китай с 22-мя запусками на каждого против 17-ти российских. Доход США от коммерческих запусков в 9 раз превысил российский.
Проигрыш РФ неудивителен, если учесть, что со стороны США против нее выступают объединенные силы NASA и частных компаний во главе со знаменитой SpaceX. Компания Илона Маска запланировала на 2017 год 18 запусков, 16 из которых уже осуществила, а в будущем собирается запускать 30-40 ракет в год. С 2019 года американские астронавты перестают летать на российских кораблях. У SpaceX с NASA уже заключен контракт на $2,6 млрд по доставке астронавтов на МКС на корабле Dragon V2, который в настоящее время проходит испытания.
РКК «Энергия» разрабатывает ракету-носитель среднего класса «Союз-5», но она будет готова только в 2021 году. К тому времени Маск доберется до Луны. Если вспомнить, что работа над российской «Ангарой» идет с начала 90-х, то РФ рискует получить новую ракету, когда американцы высадятся на Марс.
Было бы слишком наивно видеть причины отставания «Роскосмоса» в коррупции, российском разгильдяйстве или западных санкциях. Роль играет комплекс причин, начиная с того, что после развала Союза главный космодром РФ оказался за рубежом. Другая существенная проблема – в неразвитости частной космонавтики, которая вытекает из того, что современный российский бизнес в целом моложе западного.
Серьезное конкурентное преимущество «Роскосмос» получил бы в случае безаварийных запусков. Но в последнее время российские «грузовики» взяли манеру падать. Пусть редко – вред деловой репутации наносит любая авария.
Не только «Роскосмос» проигрывает SpaceX в конкурентной борьбе. Начала она с того, что отобрала долю рынка у NASA. В 2011 г. специалисты NASA подсчитали, что на разработку новой ракеты «своими силами» уйдет около $4 млрд, тогда как привлечение частных компаний вдвое дешевле. В 2006 г. компания Илона Маска выиграла конкурс и получила от NASA около $396 млн на разработку ракеты-носителя Falcon 9 и космического корабля Dragon. Экономия существенная, но сам факт спонсирования разработок SpaceX дорого обойдется государству. Выступая перед сенатским Комитетом по торговле, науке и транспорту, вице-президент SpaceX Том Хьюз заявил, что NASA при осуществлении лунной и марсианской программы следует сотрудничать с частными компаниями, при этом не вмешиваясь в их деятельность и не вдаваясь в подробности. Читать следует так: вы нам деньги – мы вам конечный результат, но как мы будем тратить средства, вас не касается.
В чем же преимущества SpaceX, позволившие ей быстро освоить космос? Компания сосредоточила в своих руках все: корабль, ракету-носитель, производство двигателей и авионики, исследования и конструкторские работы, разработку программного обеспечения. Удачные решения внедряются практически моментально. Фактор умелой рекламы тоже не стоит исключать.
Вывод однозначен: если российская космическая отрасль в ближайшее время не ускорится, отставание может стать критичным.