Найти тему
Экспресс газета

Бурная жизнь писателя Толстого в карикатурах

Оглавление

Почему во французской столице Толстого прозвали «Нотр хам де Пари»

В триаде знаменитых писателей-однофамильцев Алексею Николаевичу отводилась роль балагура, даже шута. Но пусть он был не человечище матерый, зато умел жить со вкусом — «колбаситься», как сам выражался.

Литераторы до сих пор сомневаются в дворянском происхождении автора «Хождения по мукам», «Петра Первого» и «Гиперболоида инженера Гарина». А он всем своим образом жизни подтверждал: да барин он, барин. Близкие вспоминали: Алексей Толстой не мог начать писать, если перед ним не лежала качественная бумага, хорошее перо, не стояла дорогая печатная машинка. По рассказу писательницы Надежды Тэффи, один такой агрегат он увел у кого-то из знакомых. Одолжил на пару недель и «забыл» вернуть. А когда через год хозяйка деликатно о нем осведомилась, искренне возмутился:

«Почему я должен вернуть вам машинку, на которой я пишу? Только потому, что вы заплатили за нее деньги? К сожалению, не могу уступить вашему капризу. Сейчас она мне самому нужна».

Повернулся и с достоинством вышел.

Все рисунки Валентина ДРУЖИНИ
Все рисунки Валентина ДРУЖИНИ

Отметим, что к писательству Толстой пришел не сразу — мать Александра Леонтьевна поощряла в сыне тягу к литературе, однако, прочитав стихи, написанные им в 14 лет, решила не заставлять Лелю браться за перо. Но инженерное дело, которое молодой граф постигал в Технологическом институте, его не грело. И Лешенька решил-таки пробиваться по писательской части. Когда напечатали его «Сорочьи сказки», докладывал отчиму:

«Мои дела идут блестяще. Вообще ты можешь, будучи в обществе, сказать: а читали вы Толстого? Конечно, засмеются и ответят: кто же не читал «Войны и мира»? Тогда ты, возмущенный, скажешь: да нет, Алексея! — Ах, извините, ответят тебе, вы говорите о «Князе Серебряном»? Тогда, выведенный из себя, ты воскликнешь: ах вы, неучи! Моего сына, Толстого, совсем младшего? И все будут посрамлены, ибо никто меня не читал. О, слава, слава, сколько терний на пути к тебе?»

Юлия Рожанская

Первая любовь Алексея Толстого — самарская гимназистка и партнерша по драмкружку.

— Я один кавалер на десять или больше барышень и потому как сыр в масле катаюсь… По утрам мы забираемся с Юлией на диван, я — с книжкой, она — с вышиваньем, ну, она не вышивает, а я не читаю, — докладывал Толстой матери.

Поженившись, оба сели на шею «дедам». Им же подкинули новорожденного сына. В пять лет мальчик умер от менингита. Узнав о появлении в жизни Толстого художницы Дымшиц, Юлия сдается без боя: «Соня больше тебе подходит».

-2

Софья Дымшиц

Новая пассия начинающего литератора — сестра его однокашника. Занимается в студии живописи. В Толстом тоже просыпается страсть к рисованию. Вместе отдаваться искусству даже удобно: родители Сони против визитов в дом женатого кавалера. Дымшиц и сама замужем, но особо не заморачивается. Танцует голой в спектакле «Ночные пляски» режиссера Мейерхольда. Сходится с неразведенным Толстым. После нескольких лет сожительства принимает православие, но развод так и не получает. Беременная, едет рожать в Париж, чтобы записать ребенка на Алексея. На свет появляется Марианна. Но Софье не до ребенка, она вся в искусстве. Через три года Толстой и Дымшиц расстались.

-3

Маргарита Кандаурова

В пересменок между браками 32-летний граф делает предложение 17-летней балерине. «Маргарита — это не человек. Цветок. Лунное наваждение. А ведь я-то живой. И как все это уложить в форму брака, мне до сих пор неясно», — рассыпается он в восторгах. «Лунное наваждение» отвечает отказом, но зато становится героиней повести «Аэлита», «сосланной» автором аж на Марс.

-4

Наталья Крандиевская

Еще при Дымшиц в поле зрения Толстого попадает ее подруга, поэтесса Крандиевская. Давным-давно она услышала его выступление — и как оплеуху отвесила: «С такой фамилией можно и лучше».

«Туся» воспитывает четырехлетнего сына и вместе с Софьей упражняется в живописи. Ее муж-адвокат приезжает в студию поглазеть на обнаженных натурщиц. В его отсутствие молодой граф бывает у «Туси» дома.

— До сих пор я не могу опомниться от потрясения, от той силы, какая вышла из меня и какая вошла из тебя ко мне… — вспоминал писатель их тотальное сближение.

-5

Хождение по мукам

В эмиграции Толстого звали «Нотр хам де Пари». За 18 тысяч франков впарил какому-то дурачку-богачу не существовавшее у него в России имение в «деревне Порточки».

Но как бы ни напивался до чертиков, проснувшись, обматывал голову мокрым полотенцем и садился за работу. Именно в эмиграции были написаны первая часть романа «Хождение по мукам» («Сестры») и автобиографическая повесть «Детство Никиты».

-6

Царская водка

Разведясь и выйдя замуж за Толстого, Наталья Крандиевская родила ему двоих сыновей. В эмиграции в Париже кормила всю семью, обшивая богатых эмигранток. После возвращения в СССР жизнь Толстых превратилась в непрерывный кутеж. Столы ломились от яств и бутылок. Водку писатель наливал в штофы времен Петра I. Было дело, во время приема на своей даче под Питером, прорезав карман в брюках и высунув из ширинки большой палец, писатель вышел к гостям. Стал целовать ручки дамам и представляться: «Василий Андреич Жуковский…»

У Натальи от этой вакханалии сдали нервы. Хотела отдохнуть. Забрав детей, она съехала от мужа. Оказалось, навсегда.

-7

Людмила Баршева

Перед расставанием писатель попросил Наталью Крандиевскую подыскать ему секретаря. Та пригласила жену писателя Баршева, бывавшую у них в доме.

— Людмила утвердилась через две недели в сердце Толстого и в моей спальне, — констатировала Наталья Васильевна.

-8

Графиня от корыта

В октябре 1935-го 52-летний Толстой женится на Баршевой — той было 29.

— Умная, талантливая, веселая Мика, в вас я первый в моей жизни раз полюбил человека… Я похож на собаку, которая лежит у камина и глядит на своего бога… — писал он новой супруге.

Писатель называл ее «лебедушкой с лесными глазами» — хотя все домашние знали, что она спит с его старшим сыном. Позже поэтесса Ольга Берггольц наречет ее «графиней от корыта», а пасынок Толстого — «хищной тигрицей».

-9

Две иномарки

После возвращения из эмиграции Толстой жил в Барвихе, в его распоряжении были кухарка, горничная, шофер и садовник. В гараже стояли два автомобиля — роскошный «студебеккер» и скромный «форд». Молодая жена предпочитала «студебеккер», «форд» служил для хозяйственных надобностей.

-10

«Золотой ключик»

«Милую Мику» Алексей Николаевич включил в соавторы фильма «Золотой ключик»: она чуть-чуть играла за кадром на фоно и немножко пела.

О самой сказке говорил так:

— Превосходный сюжет! Надо написать, пока этого не сделал Маршак.

Но с «Буратино» получилось некрасиво. Перевод с итальянского «Приключения Пиноккио» его русский «папа» украл у бедной, умиравшей от безденежья писательницы Нины Петровской. Сослался на нее при первой публикации, но больше ее имя не упоминал. В 1928 году Петровская покончила с собой.

-11

Текст: Нина Алексеева для «Экспресс газеты»

Понравился материал? Подписывайтесь на наш канал