В выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного музея им. М.В. Нестерова с большим успехом проходит отчетная выставка Творческого Союза художников Республики Башкортостан, ставшая преддверием четвертой межрегиональной передвижной выставки-конкурса «Красные ворота/Против течения», открывшейся 19 октября в Нестеровском музее.
Экспозицию выставки составили 93 произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и художественной фотографии 56 членов Творческого союза Республики Башкортостан (Уфа, Бирск, Белебей, Октябрьский, село Межгорье) и России (Санкт-Петербург) за последние два года (2015 — 2016).
Первый раздел выставки представляет произведения художников, чьи имена хорошо известны не только в республике, но и за ее пределами. Это, в первую очередь, заслуженный работник культуры России и Башкортостана, член Союза художников СССР, член Творческого Союза художников России и Башкортостана, педагог Виктор Пегов. Его незатейливый сюжет «На качелях» лаконичен и прост. С тонким народным юмором уверенная кисть мастера запечатлевает быт небольшого деревенского двора.
Ширь башкирских степей и пастбищ, уральских гор, окутанных предрассветным туманом, поля, реки, луга и густые леса — вся эта земная красота запечатлена в живописных и графических полотнах Р. Ахметова, М. Зубаи-рова, Р. Абдрашитова и Ю. Ременниковой.
Живописец и график Игорь Тонконогий в своих монументальных произведениях, посвященных временам года, раскрывает скромную красоту камерного городского мотива («Сентябрь. Последнее тепло», «Январь. Снежная зима»).
Яркой, импрессионистической палитрой отличаются живописные холсты бирского художника Александра За-ярнюка («Сицилия», «Италия. Ветреный день»).
Абстрактный и завораживающий своим светло-охристым колоритом мир природы представлен в пейзаже А. Агалетдинова «Весенние ритмы деревьев».
Чарующая красота растительного мира, вызывающая у зрителя восторг, раскрывается в живописных натюрмортах А. Кудаярова и А. Эделева («Пионы», «Озеро цветов»).
Легендарный «Хранитель» С. Михеева, написанный в традициях фресковой живописи, уносит зрителя в глубину веков.
Жанровые картины «Вопреки войне. Новая жизнь» А. Халитовой и «Двор нашего детства» С. Гималетдино-ва объединяет неразрывная связь с ушедшим временем, переосмысление действительности.
В эпоху социализма, к ее повседневным атрибутам возвращает зрителя А. Хабибуллин в своих емко-ироничных композициях «Куфайка-фуфайка» и «Заходи!».
Ольга ПОЛЕНОК
Подробный описательский характер несет в себе жанровая сценка К. Ильиной «Велосипед в подъезде».
Детскому мировосприятию, их наивному творчеству посвятила свои мизансценки «Прогулка по Уралу» и «Студенты конца девяностых» О. Фролова.
Живописные потешки и небылицы из русского народного фольклора «Худ мой мужилка...», «Испостился, истомился в нитку...» художницы Н. Агафоновой-Сайкиной, решенные в форме крупного полотна, подробно и красочно представляют русскую деревню и ее жителей в виде веселого народного юмора.
Напряженные по колориту, написанные в традициях русского реализма пленэрные пейзажи В.М. Авдякова противопоставлены светлой, сочной, постимпрессионистической живописи А. Щипачёва.
Глубокая философия заложена в импровизационной работе И. Фёдорова «Спаси и сохрани!».
Добрые, искрометные портреты-шаржи на своих друзей-художников представил их коллега по перу А. Альметьев («Чижик-пыжик, где ты был?...», «Художник Жигулин»).
Пронзительный взгляд прекрасной дамы эпохи модерн останавливает зрителя у портрета Е. Прожейко «Ledy in a blak hat» (Леди в черной шляпе).
В портретном творчестве уфимского художника Марата Марина внимание автора сосредоточено на структурном построении композиции, помогающей войти в создаваемый им образ («Андрей Тарковский»).
Монументальные полотна заслуженного художника Республики Башкортостан, преподавателя кафедры «Архитектура» УГНТУ Р.М. Насибуллина «Утро Юноны» и «Красный Восток» с их ритмичной, но сдержанной композицией, конструктивным рисунком, широким мазком и светотеневыми рефлексами подчинено одной цели — показать красоту предметного мира. Насыщенные цвета синего, желтого, алого и зеленого мгновенно возгораются, наполняя безжизненное пространство своей энергией.
Философским размышлением о сотворении Мира делится со зрителем В. Жигулин («Притяжение»).
Эмоциональная живопись, построенная на широком пастозном мазке и яркой контрастной палитре, объединила художников Г. Карпова, Р. Малютину и Ю. Уждавини. Древняя легенда «Кашкар» воплощена в батике художником из Межгорья В. Шаповаловым.
В голландском стиле решен цветочный натюрморт Т. Сахаутдинова.
Прекрасный образ природы, но разной направленности, представлен в живописных композициях В.В. Кириченко, А.М. Скорнякова, Р.Г. Вакилова.
Графический раздел выставки обогатился тонкими пейзажными акварелями уфимца В. Иванова и художницы из Бирска Ю. Ременниковой. Акварельный «Портрет художника Ф. Шагабутдинова» А. Кудаярова дополнил серию портретных характеристик известных мастеров республики.
Спокойный, сдержанный колорит в изысканном букете Е. Поздновой «Розовый ноктюрн» выдержан благодаря мягкой, бархатистой пастели.
Фантастическое живописное полотно М. Гладких «Партия» впечатляет изобилием сюжетов, временных пространств и иллюстраций к различным литературным произведениям.
Светлый образ предметного мира решен в локальных оттенках розового, голубого, зеленого и желтого цветов (Р. Аюпова «Солнечное утро»).
В смешанной технике выполнена композиция «Ажур» художницы из г. Октябрьский Устины Лист. Используя пластик, оттиски растений, краски, лак, мастер максимально приближает свои образы к реальной фактуре.
Мастерское владение различными материалами для достижения рельефности и пластичности образа продемонстрировали зрителю авторы инсталляций Д. Медведев («Материк золотых хребтов) и А. Ахунова («Мадонна»).
Раздел декоративно-прикладного искусства представлен в экспозиции текстильными куклами Саши Русской из г. Октябрьский. Для своих небольших кукол автор мастерски использует различные материалы и техники — бязь, лен, фетр, хлопок, ситец, штапель, батист, мулине, деревянные бусы, бисер, травы, краски, пастель, различную фурнитуру.
Фотографический раздел органично вписался в экспозицию работами таких известных уфимских мастеров, как Д. Казанцев, М. Квитанцева, Н. Марочкин и А. Чернышёв.
Отчетная выставка показала в представленных видах многожанровость и разную направленность ее участников, активно выступающих на различных выставочных площадках республики и за ее пределами.