Сегодня мы посмотрим, как умирал страшный и знаменитый вождь гуннов Аттила. Не обошлось, конечно, без прекрасной юной девушки в костюме Венеры, чистых простынь и обмена жидкостями тела. А помер он от чего в итоге-то? И как это рисовали?
Приветствую, в эфире снова рубрика "Омерзительное искусствоведение", как обычно — за обедом не читать, детям не показывать.
Аттила, прозванный испуганными европейцами "Бич Божий", вместе со своими гуннским ордами добрался до цивилизации (то бишь Западной Римской империи), к 450-м годам после РХ. Все их боялись, эту тьму абсолютно чужих и непонятных орков-убийц, тем более, что те резвились вовсю, грабили, убивали, реки крови и так далее.
Гунны навели страх и на византийцев, и на итальянских "римлян", и на северные варварские народы, франков там всяких. Про Центральную Европу и не говорю даже.
И когда в разгар всего это праздника маскулинности вождь гуннов Аттила внезапно скончался в самом расцвете сил и красоты, все культурные народы очень облегченно выдохнули.
Теперь конкретно переходим к обстоятельствам смерти. Осторожно! Поскольку речь идет о событии, случившемся в 453 году, мы рекомендуем не относиться полностью доверчиво к дошедшим свидетельским показаниям. Есть риск (небольшой, малюсенький, крошечный), что за прошедшее времечко информация могла исказиться.
Сами гунны писать не умели, а до грамотных соседей доходили только сплетни, и первым записать, что все-таки произошло, удосужился только византийский историограф Иордан, и то — лет сто спустя. (Если точнее, то до нас более ранние свидетельства не дошли по причине бурного времени. Иордан опирался на записки дипломата Приска Панийского, собственноручно доехавшего до двора Аттилы).
Произошло это в Паннонии. NB: Паннония — это такая римская провинция, на территории которой отметились пол нынешнего Евросоюза (кусочек Венгрии, Австрии, Словакии, Словении, Хорватии, Сербии, Боснии+Герцоговины и пр.) Венграм нравится думать, что это случилось конкретно на их нынешней территории. У них к Аттиле вообще личное отношение, они этим именем детей крестят.
Итак, по сообщению Иордана, в очередной раз Аттила решил жениться. Невестой была девушка замечательной красоты, латинская форма имени которой звучит как "Ильдико". Наверняка она была из каких-то варварских племен, думают ученые сегодня, быть может, германских, и имя на самом деле начиналось с "Хильд-".
Пир был огромный, шумный, изобильный, не каждый же день вождь женится, всего лишь пару раз в год! И вот Аттила там объелся. И обпился вина и медовухи и пива и прочей нездоровой продукции. Говорили ему шафер с дружками: "не пей столько вина, дружочек, ты уже не первой молодости, а невеста, смотри, какая крепенькая, еще не дай бог, не справишься, грязью в лицо ударишь, и будет нам за тебя стыдно, друг!"
Но Аттила не слушал их и пил. Потом его с невестой Ильдико отвели в брачный чертог, заперли (как пишет Иордан) двери, то есть речь идет не о шатре посреди степи, а о каком-то доме стационарном. Никто не подслушивал, какие приличные люди.
Наступил рассвет. Наступило утро. Полдень. Время обеда. Из чертога ни звука. Соратники наконец почуяли неладное, долго кричали, стучали в двери, никто не отзывался. Наконец, они взломали двери.
Аттила лежал, плавая в крови, на новобрачном ложе. Ильдико сидела рядом и плакала, а голова ее прикрыта была покрывалом.
Судя по тексту Иордана, смерть Аттилы была ненасильственной, из его фраз (по крайней мере, в русском переводе), следует, что кровь у вождя из носа шла частенько, но на этот раз, поскольку он был пиан и спал, то не он перевернулся, чтобы она стекала. И, собственно, Аттила захлебнулся в собственной крови, утонул.
Некоторые современные историки-диагносты предполагают, что правильным диагнозом будет варикозное расширение вен пищевода как следствие длительного чрезмерного злоупотребления алкоголем.
Далее Иордан подробно описывает, как Аттилу хоронили, и какие вокруг его гроба пляски устраивали (в буквальном смысле этого слова, а не так, как журналисты-трупоеды делают современные). Никакой милой ремарки типа "а жену его Ильдико по обычаю закололи там же и похоронили рядом", Иордан не делает, из чего можно надеяться, что девушке все-таки повезло выжить. А может, и не повезло. Не все же Иордану докладывали в подробностях.
Теперь приступим к изучению сюжета в мировом искусстве.
В особенности он популярен осредь венгерских художников, ибо эта страна считает себя наследником гуннской империи по крови.
Опознать этот сюжет очень просто. Надо просто вспомнить свое самое неудачное свидание, перетекшее в постельную стадию. В котором мужская сторона не смогла проявить себя с лучшей стороны по причине алкогольного опьянения, возраста али просто нездоровья. И вот он лежит такой на кровати, притворяется, что спит, чтобы в глаза ей не смотреть, чтобы стыдно не было. А она сидит такая и думает: "млиииин, как я сюда попала вообще и зачем? И толку-то? Сейчас еще такси вызывать, а я даже адреса не знаю, где я. А таким могучим жеребцом сначала казался. Млиииин . И что мне делать-то дальше?..."
Вот по этой подсказочке сюжет со смертью Аттилы узнается безошибочно.
Удается художникам как-то передать тоску во взгляде бедной Ильдико.
Тут она еще свою сумочку и исподнее кружевное старается бесшумно найти на ковре, чтобы смотаться поскорее, пока он не проснулся.
Кажется, вот единственная картина, где видна собственно кровища.
А на закуску вам прелесть: в роли Аттилы — Энтони Квин с подведенными глазками, а Софи Лорен — играет приличную римскую матрону Гонорию, сестру императора, на которой он хотел жениться.
Не забываем покупать мою бумажную книгу "Омерзительное искусство", про всякую гадость на картинах о греческой мифологии. ОЗОН
Предыдущие выпуски цикла "Живописный труп":
- Казнь Марии-Антуанетты
- Смерть Марии Магдалины
- Царица Иезавель и собаки-людоеды
- Самоубийство Клеопатры
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.