От некоторых высказываний чиновников и политиков об образовании волосы встают дыбом.
Первая подборка политических перлов:
Когда российские политики и чиновники говорят об образовании
А мы продолжим с Дмитрием Ливановым
«Считаю, ставить оценку за грамотность не нужно. Это сковывает, человек боится сделать ошибку и пишет совсем не так, как мог бы или хотел».
«У нас единого учебника истории, скорее всего, не будет. У нас будет единый историко-культурный стандарт, на основе которого будут разработаны учебники истории. Это не означает, что будет один-единственный учебник».
«Такая форма организации науки как РАН в XXI веке бесперспективна. Она не будет жить, она нежизнеспособна, но у нас она есть».
Успела отметиться неоднозначными фразами и нынешний министр просвещения Ольга Васильева
«Вена. 7:15 утра, родитель отводит ребенка в школу и отдает его педагогам. В 17:15 родитель получает ребенка обратно. Зайти в школу он не может, если только его не позовут. Родители должны быть приглашенными людьми, они не должны определять политику школы. Они могут быть допущены к этому, но не определять».
«В законе «Об образовании в РФ» так и есть: образование – услуга. Юристы убеждают меня, что в законе этот термин фигурирует лишь один раз. В общественном сознании в последнее время возникли совершенно невообразимые конструкции, которые прежде не использовались – медицинские услуги, культурные услуги, образовательные услуги. Но на самом деле социальная сфера в терминах услуг рассматриваться не может. От этого словоупотребления и пошел крен в сознании: раз мне предоставили услугу, значит, я могу чего-то требовать».
«Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника. Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Чтобы воспитать не потребителя маленького, а созидателя, который трудится вместе с нами: с учителями и родителями»
Тут можно снова вспомнить про последовательность. Буквально в 2012 году Фурсенко заявлял, что воспитывать нужно потребителей. Пять лет спустя, в 2017, Васильева заявила, что потребители не нужны.
Герман Греф
Собственно, министры образования – не единственные, кто порою весьма странно высказываются о школе и учёбе. Например, бывший министр экономического развития и торговли Российской Федерации, а ныне председатель правления Сбербанка Герман Греф высказался против математических школ.
«Не нужны нам математические школы. По-моему, это пережиток прошлого. Я категорический противник математических школ, потому что математические школы – это там, где отбирают людей и пичкают их одним монопредметом. Так было в Советском Союзе, и мне кажется, что это не очень хороший опыт».
А вот первый заместитель председателя Центробанка Сергей Швецов невзлюбил русские народные сказки
«Мы детям рассказываем про золотую рыбку, про щуку. Вот смотрите: старший брат работает – он дурак, средний брат работает – дурак, младший сидит на печи, дальше он ловит щуку – у него все хорошо. Мы должны отказаться от этого бэкграунда – обучать детей халяве. Это очень важно».
Действительно, как писал классик, «Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь».
Лёгкий оптимизм пока вызывает лишь высказывание совладельца «Альфа-банка» Петра Авена:
«Мы говорим про образование и экономику, про инвестиции, но инвестиции, их возврат, ПИФы – это все фантазии, ничего этого нет. Никто не будет вкладывать в образование деньги, чтобы на этом зарабатывать. Мы найдём другое, на чем мы будем зарабатывать. Единственный стимул вкладывать в образование – это моральный долг, это отношение к стране и своим собственным учителям. Вот я вкладываю деньги в Российскую экономическую школу, потому что я всем, что я знаю, я обязан академику Шаталину, академику Петракову и тем, кто меня учил».