Найти тему
Грани бренда

Зачем вам нужен сарафанный бренд?

Примите как данность. О вас уже говорят. Вы – эксперт, коуч, консультант, просто специалист в узкой сфере (от психологии и финансов до дизайна и копирайтинга), который хочет развиваться в своей профессии, а значит, ваша деятельность тесно связана с коммуникацией. И, хотите вы того или нет, люди всегда делятся информацией друг с другом. Даже когда их не спрашивают. Значит, и вас обсуждают. Старое доброе сарафанное радио работает вне зависимости от ваших желаний.

Сарафанное радио – это неформальные способы и формы передачи информации от человека к человеку. Это могут быть впечатления о товаре или услуге, отзывы о ком-то или просто свежие новости.

Желание делиться информацией настолько присуще человеку как социальному существу, что некоторые современные ученые называют способность распространять слухи одним из главных двигателей нашей эволюции (например, Ю.Н.Харари «Sapiens. Краткая история человечества»).

По сути, сарафанное радио существовало на протяжении всей истории развития человека, несмотря на то, что сам термин в России появился не так давно, в 20-30 гг. прошлого столетия. Как можно догадаться, название произошло от традиционного предмета женской одежды, который еще чуть более ста лет назад был частью гардероба представительниц прекрасного пола. Именно женщины считались основными распространителями новостей в ту пору, что и послужило поводом для возникновения такого определения.

Но несмотря на его специфичность и культурологическую обусловленность, сарафанное радио нельзя считать исконно русским «изобретением». Им пользуются во всем мире. Так, в Канаде, например, существует «мокасинное радио», а в Австралии – «австралийский лесной телеграф».

А вот в США к этому явлению относятся вполне серьезно. Word-of-mouth marketing или маркетинг «из уст в уста» является вполне самостоятельным направлением продвижения товаров и услуг. Он представляет собой комплекс мер, инструментов и действий, приводящих к тому, что о вас в общении между собой отзываются положительно и рекомендуют. По сути, это бесплатная форма рекламы, которую дают вашему бренду довольные клиенты. При этом обычно она вызывает больше доверия, так как человек, который советует вас, не имеет от этого личной выгоды.

Рекомендательному (сарафанному, c2c) маркетингу посвящено не одно исследование и научная публикация. И это не зря. Доказано, что его методы и инструменты позволяют без существенных вложений повысить эффективность бизнеса и привлечь новых клиентов. Вы получаете рост узнаваемости и популярности (и как следствие, рост продаж) без каких-либо серьезных финансовых затрат.

Основная задача сарафанного маркетинга – грамотно генерировать информации о бренде, повышать доверие к нему, обеспечивать вирусный эффект распространения нужных данных.

Ведь, как отмечалось выше, диалог о вас существует вне зависимости от ваших желаний. Главный вопрос заключается в том – вступите ли вы в него или так и будете стоять в стороне и позволять ему идти без вашего участия. Но, если вы не включитесь в процесс, то никак не сможете повлиять на него и управлять им.

Сегодня цена такого бездействия для бренда может быть высока. Если раньше ваш клиент мог поделиться тем, что ему понравилось (или не понравилось), лишь с парочкой знакомых, то в век цифровых технологий его аудитория может составлять тысячи. Блоги, социальные сети, форумы стали обычными площадками для обмена мнениями и поиска информации. Массовое распространение данных в сети гарантировано. А ведь в России интернетом пользуются уже 76% населения!

Кто поверит вашей дорогой, хорошо нарисованной рекламной картинке, когда рядом на экране высветятся отзывы реальных людей? Никто.

Сегодня на первый план выходят настоящие отзывы. Человек, чтобы сделать выбор, в первую очередь, ищет мнение таких же, как он. Согласно опросу международного аналитического центра Nielsen, 84% потребителей доверяют мнению, которое они услышали от друзей и знакомых.

Сарафанное радио продолжает существовать как объективный процесс.

И вы можете сделать так, чтобы в ходе обсуждения аудитория называла именно ваш бренд в качестве предпочтительного.

Ваша задача как эксперта – добиться того, чтобы сарафанный маркетинг работал на вас. Вы не можете повлиять на разговоры. Но вы можете участвовать в дискуссии, зарабатывать уважение и излагать свою точку зрения.

Хотите яркий пример, как это работает?

9 января самый богатый человек планеты, основатель «Амазон» Джефф Безос после 25 лет брака заявил о разводе. Бизнесмен опубликовал в Twitter выверенное совместное с супругой заявление, в котором они сообщают, что расстаются друзьями. И что вы думаете? Многие оценили, что «их сообщение о разводе звучало лучше, чем иные заметки о свадьбах». Реакция сообщества точно была бы совсем иной, попади эта информация изначально в желтую прессу.

Он задал тон, не остался в стороне, выступил как хозяин ситуации. И не только не потерял, но и приумножил свой авторитет и влияние. Как результат, акции «Амазон» показали уверенный рост на фондовом рынке.

И это всего лишь один из приемов.

Вывод прост. Сегодня, когда обилие информации циркулирует вокруг вас, вы сами должны быть творцом своей истории. Основное, что продвигает любой серьезный бренд – это информацию о себе.
И сарафанка – это не хаотичный процесс. Ее можно и нужно выстраивать вместе со своим брендом. Тогда этот «сарафанный бренд» встраивается в вашу практику, общение с клиентами, кампании и продвижение так, что людям становится интересно рассказывать о вас. Они вспоминают о вас, ваших продуктах и услугах именно тогда, когда это нужно.
Продуманный сарафанный маркетинг – равно сильный бренд, который не будет зависеть от цен и эффективности рекламных кампаний, экономических кризисов и ситуации на рынке.

Если вам понравилась статья, спасибо за Ваш лайк. Ваша обратная связь мотивирует и дальше радовать интересным и полезным контентом!

С уважением, команда EverBrand

Узнать о нас больше, познакомиться со свежими новостями в сфере построения личного бренда и историями успеха можно в наших соцсетях:

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации.