Российское законодательство возлагает на работодателя обязанность обеспечивать ведение и хранение кадровой документации. В том числе — именно у работодателя все время сотрудничества с сотрудником должна храниться трудовая книжка. При этом, так как трудовая книжка является все же документом, содержащим персональные данные трудящихся, работник вправе в любой момент получить к ней доступ.
Нормативные правила хранения и использования трудовых книжек при взаимоотношениях работников и работодателей обязывают не позднее, чем в трехдневный после получения заявления сотрудника срок выдать последнему заверенную копию трудовой книжки или же выписку из неё, вне зависимости от целей, в которых она необходима сотруднику. Выдавать трудовые книжки работникам на руки просто по их заявлению нельзя — подобные действия, даже если и произойдут с согласия работодателя, являются незаконными.
Случаев, в которых работник может получить трудовую книжку на руки законодательством предусмотрено немного. Так, обязан работодатель всегда, даже без требования сотрудника, выдавать ему трудовую книжку при завершении трудовых взаимоотношений. Трудовая книжка выдается исключительно работнику, или лицу, представляющему его интересы в соответствии с требованиями законодательства.
Однако, кроме этого работник имеет право потребовать выдачи трудовой книжки в целях постановки на учет в органах обязательного социального страхования. В таком случае, если сотрудник укажет данную причину в заявлении, работодатель обязан выдать трудящемуся его документ. Статья 62 ТК РФ обязывает работник в течение трехдневного срока после получения трудовой книжки из органов соцстрахования вернуть её работодателю.
Стоит отметить, что данный порядок действий, рассматриваемый ТК РФ, прямо противоречит требованиям Постановления Правительства, утверждающим Правила использования и хранения трудовых книжек, однако, нормативы ТК РФ в данном случае являются приоритетными. При этом никаких конкретных действий для возвращения трудовой книжки законом не предусмотрено — ответственность за неё все так же несет работодатель.
Единственное, что можно сделать, чтобы повлиять на работника, который не возвращает трудовую книжку, это составить в отношении него обязательное требование о возврате документа с предоставлением объяснительной. И, в случае отказа сотрудника от исполнения данного требования, привлечь его к дисциплинарной ответственности. Однако в случае судебного спора, скорее всего, как показывает судебная практика, к административной ответственности все равно будет привлечен работодатель — ситуаций, разрешающихся в данном вопросе в пользу работодателей крайне мало.
Поэтому, прежде чем выдавать трудовые книжки работникам, рекомендуется тщательно регламентировать данный вопрос внутренними нормативными актами, чтобы иметь возможность привлечь трудящегося к дисциплинарной ответственности и получить хоть какие-либо рычаги влияния на работников, которые безответственно относятся к своим обязанностям в отношении трудовых книжек и возврата их работодателю.
Поддержите развитие нашего канала Яндекс.Дзен лайком (палец вверх – слева) и подпиской. Это поможет нам публиковать больше интересных материалов. Также вы сможете оперативно узнавать о новых публикациях.