История эта берёт своё начало примерно в 50-х - 60-х годах, в посёлке Донецком Луганской области. Свидетелем этих событий был брат моей мамы - Петров Юрий Владимирович. В рассказе он фигурирует под именем Юрка. Главный герой рассказа - Малюк Сергей Васильевич - ветеран с многочисленными наградами, учитель физики и добрейшей души человек. После войны дом его оказался разрушен, но за боевые заслуги ему была выделена каморка в здании школы, где он и жил. Этот рассказ о его непростой судьбе.
Данила лихорадочно привязывал веревку к указке. Другой конец нити надежно обхватывал стаканчик с разведённой краской.
- Дань, быстрее, быстрее идёт он! - торопил товарища вихрастый Серёжа, выглядывая из кабинета физики. - Всё, тикай!
Два проказника шмыгнули за свои места, подхихикивая от предвкушения забавы. Дверь кабинета открылась, чеканной походкой вошёл сильно пожилой мужчина. Несмотря на годы осанке его мог позавидовать любой молодой человек. Но лицо его - красное, посеченное осколками - было некрасивым и отталкивающим. Нос был большой, будто задранный вперёд и вверх. За это и дразнили Носорогом. Учитель прошёл на своё место, с недоверием посмотрел на стул. Осторожно присел. Данила не выдержал и прыснул.
- Ишь, боится уже, здорово мы его... - зашептал он Серёже на ухо горячим шёпотом. - Это после клея он такой осторожный стал.
Пацаны опять захихикали. Носорог начинал урок.
- Здравствуйте, ребята. В среду мы разбирали новую тему: законы взаимодействия и движения тел. - Сергей Васильевич встал и прошёлся между школьными партами. Несмотря на то, что ему уже было за 70 лет, на уроках он сидел мало, предпочитая прохаживаться между рядами. - Дома вы прочитали параграф ещё раз и как следует усвоили его. Сегодня мы повторим тему, а в конце урока напишем небольшую самостоятельную работу.
Шаги Сергея Васильевича были ровными и одинаковыми, как стук метронома. Внезапно этот четкий ритм сбился. Взгляд старого учителя остановился на пластиковой игрушке, что стояла на углу парты. Её поставили так, чтобы он увидел. Это был пластмассовый носорог, нелепый, с огромным рогом. На его морде старательно были выведены шрамы и оспины. Физик непонимающе посмотрел на Сашу Колесникова, который сидел за партой с видом, будто ничего необычного не происходит. Во взгляде старика не было укора. В них застыл только один вопрос: " За что?".
- Это твоя игрушка, Саша? - спросил Сергей Васильевич.
- Нет, Сергей Васильевич, не моя. Она тут уже стояла, когда я пришел на урок. - С наглой улыбкой ответил ученик. В классе послышались смешки. Кто-то ударил линейкой по парте. Старик вздрогнул всем телом. Смешки усилились. В этом коротком хлопке учителю послышался сухой выстрел маузера. Перед глазами опять встали картины той кровавой мясорубки, из которой он чудом выбрался живым, которую называли Великой Отечественной Войной. Дети знали что он так реагирует на громкие звуки и всегда норовили якобы случайно шлепнуть учебником о парту или уронить что нибудь. Сергей Васильевич взял себя в руки и забрал игрушечного носорога.
- Побудет у меня, пока хозяин не найдётся. - Сергей Васильевич забрал игрушечного носорога и направился на своё место.
Присел, поставил игрушку напротив себя. Усмехнулся невесело. А что, похож. Такой же старый и никому не нужный. Да и морда посечена похоже. Вздохнул, открыл журнал.
- Юра Петров, ступай к доске.
Юра поднялся и прошёл к Носорогу. К уроку он был готов, вчера отец до глубокой ночи терзал его этим параграфом по физике - всё надеялся, что из сына вырастет инженер-конструктор. Его острые глаза моментально заметили тонкую нить, за которую к указке был привязан стаканчик с краской. Пока физик выбирал задание, Юра ловко оторвал нить от указки. Насмешек над стариком он не любил. Поискал глазами неразлучную парочку, Данилу да Серёжу. Вон, сидят, рожи сразу скисли. Данила многообещающе показал Юре кулак, мол, после урока поговорим. Юра не боялся - поговорим.
- Петров, дурак. Всю забаву испортил. Неужели ему так хочется самостоятельную работу писать? Сейчас бы Носорог в краске изгваздался, да физике и настал бы конец. - Зло цедил Данила. Толкнул Сергея локтем. - Проучим после урока?
- Двое на одного? Хорош урок! - Огрызнулся Серёжа. Он терпеть не мог нечестной драки. Да и Юру побаивался. - Тебе надо, ты и проучи.
Данила с опаской покосился на крепкие Юркины кулаки и с досадой вздохнул. Юрка на турнике 20 раз подтягивается. Поди, проучи такого... Сам Данила едва мог подняться до перекладины. Злоба его как-то сама собою обратилась на Носорога. Вот ведь паскудный дед, из-за него опять от матушки ремня получать! Ведь не напишет Даня самостоятельную, не учил ничего! Вчера до поздней ночи с Михасем в балке костры жгли. Какая уж там физика...
- Ну ничего, ничего, мы это ещё посмотрим... - Бормотал Данила. В голове его созрел дерзкий план мести старому физику.
- Записывай условие, Юра. Тело массой 3 кг движется горизонтально с ускорением 4 метра в секунду. - Диктовал Сергей Васильевич. - Определить действующую на него силу.
Мелок закончил стучать по доске.
- Второй закон Ньютона гласит... - Начал было отвечать Юра, как вдруг увидел, что прямо в его сторону, к доске, летит какой-то тёмный предмет.
- Ложииись! Граната!!! - заорал Данила, стараясь сделать из своего голоса мужской бас.
Время для Сергея Васильевича замерло. Он видел летящую по широкой дуге гранату, вспышки выстрелов вокруг, слышал лающие команды гитлеровцев. В голове застучали пулемётные очереди, взревели двигатели самолетов. Знакомая команда воспалила нервы, заставила старое тело вновь стать молодым. Всё, о чем думал ветеран - это жизнь Юры, которого неминуемо заденет взрывом. В отчаянном броске, прямо из сидячего положения, он швырнул своё тело вперёд, сбивая мальчика на пол. С глухим стуком рядом ударился пустой цветочный горшок. Действуя на инстинктах опытного бойца, Носорог перекатился и накрыл гранату собой, как когда-то сделал его фронтовой товарищ Иван. Горшок хрустнул. Тело старика била дрожь.
Побелев от ярости Юра вскочил с пола. Всё чего он хотел сейчас, это со всей доступной ему силы вмазать Даниле Бугаенко по роже. Он, было, дернулся вперёд, но увидев беспомощного старика, который не шевелился, оставил свою месть на потом и склонился к нему. В классе загремел детский хохот. Юре было не до смеха. Хрустнул не только горшок. Из правого запястья Носорога торчала кость.
Послесловие:
Данила добился своего - самостоятельной в тот день не было. Сергей Васильевич вообще больше не преподавал - перелом был сложный, а старые кости, будь они хоть трижды ветеранские, срастаются плохо. Часто его можно было увидеть сидящим у своей пристройки, около школы. Он курил махорку и кормил голубей неловкою рукой. Юрка приходил пару раз в гости к старику. Самое большее, что поразило мальчика, это то, что в крохотной комнатушке, в которой жил ветеран, стояла пластмассовая фигурка носорога. Того самого, которого притащил Сашка Колесников. Через несколько лет Сергей Васильевич Малюк ушёл навсегда, унося с собой свою безграничную доброту и отвагу.
Не нужно думать, что зло осталось безнаказанным. Даниле крепко досталось от Юрки после урока. Так крепко, что нос у него теперь всегда будет смотреть чуть левее. Пацаны навсегда остались врагами после того случая. Впрочем наказание настигло Данилу позже. Но это уже совсем другая история.
В основе всех моих рассказов лежат реальные события. Совпадения не случайны.
Понравилась история? Понравятся и эти:
Загадка от бомжа Миши Казанского
Измена которую невозможно простить?
Бабушка с Ярославского вокзала
Пожалуйста, поставь лайк, подпишись, поддержи начинающего автора комментарием.