Сегодня мы расскажем о субэтнических группах и племенах одного из самых интересных народов Кавкаха - абхазах. Их ближайшим родственникам адыгам вскоре будет посвящена отдельная большая статья.
Абхазы относительно небольшой по численности народ большая часть которого несмотря на все исторические перипетии, депортации и войны все еще проживает в Абхазии. Правда сама территория Абзахии несколько отличается от исторической. На современном абхазском флаге вы можете видеть 7 белых звезд, которые символизируют семь исторических областей, в которых проживали абхазы. Вот эти семь областей на карте, она на грузинском, но мы сейчас все вам переведем:
1. Псху-Аибга, 2. Гума, 3. Бзыпын, 4. Садзен или Джигетия, 5. Абжуя , 6. Дал-Цабал , 7. Самурзакан
Эти области были тесно связаны с племенами абхазов, проживавшими там до середины 19 века. В результате вхождения этой территории в состав Российской Империи от трети до половины абхазов вынуждены были переселиться в Турцию, правда, довольно скоро некоторая их часть вернулась обратно либо оказалась в Аджарии.
Давайте посмотрим на эти две карты из книги Т.А. Ачугба, ссылку на которую стоит в самом конце статьи. Перед вами этническая ситуация в Абхазии до и после:
Как вы заметили, с карты полностью исчезли убыхи, мы скажем о них сейчас пару слов, поскольку они не абхазы, но оказывали на них серьезное влияние. После переселения в Турцию судьба убыхов как народа сложилась печально, они были полностью ассимилированы местным населением, их язык и живая культура исчезли. Сегодня в Абхазии на официальном уровне предпринимаются попытки возродить живой убыхский язык среди ассимилированных абзахами потомком убыхов.
Кроме того, хотим сразу сделать небольшую оговорку - мы знаем, что турки считают абазинов (абгазов) и абхазов одним народом и не делают между ними различий, однако, поскольку в нашей этнографической традиции это два разных народа, об абазинах речи тут вестись не будет. Мы поговорим о них подробно в грядущей статье об адыгах.
Первое научное описание абхазских субэтносов составил российский разведчик барон Федор Федорович Торнау, который под видом горца в 1839 году исследовал этот регион. В итоге барон попал в плен в кабардинцам, которые хотели поменять его на золото по живому весу, но смог сбежать и позднее стал прототипом героя повести Льва Толстого "Кавказский пленник".
Массовое переселение населения из этой и соседних областей, которое в историографии принято называть Черкесское мухаджирство, навсегда изменило этнический облик Абзахии, в которой сами абхазы теперь не составляют большинства населения а во времена Советской Грузии вообше компактно приживали только в двух районах своей автономной республики. Поэтому, рассматривая современнное положение, племена абхазов мы вынуждены поделить на оставшиеся в Абхазии и переселившиеся в Османскую империи. Сегодня в Турции и Сирии проживает около 40 тыс абхазов, в 3 раза меньше, чем в самой Абхазии. Итак:
а) Абхазские племена, оставшиеся в Абхазии:
1. Абжуйцы - основное абхазское население области Абжуя и примыкающего к ней побережья. Абжуйцы считаются потомками древнего племени апсилов, от которого происходит современное самоназвание всех абзахов - апсуа. В течение средних веков они испытали на себе сильное влияние абазинов, в результате чего сфорировался собственный диалект, который уже в наше время лет в основу современного литературного абхазского языка. Именно из этого племени происходит второй президент страны Сергей Багапш.
2. Бзыпцы - второе по величине абхазское племя в современной Абхазии, часть которого переселилась в Турцию. Бзыпцы проживают между Гаграми и Сухуми. Бзыпцем был Нестор Лакоба, первый глава правительства советской Абхазии. Именно он выдвинул Берию на партийную работу, но потом они рассорились и во время посещения Тбилиси Лакоба был отравлен на обеде у своего бывшего протеже. Бзыпцы разговаривают на собственном диалекте, который фонетически сильно отличается от абжуйского. В течение всего существования СССР они сохраняли свои суюэтнические особенности, поскольку были географический отделены от абжуйцев большим массивом грузинского населения Абхазии.
3. Самурзаканцы - абхазское племя, до такой степени ассмилированное мегрелами в Самурзакане, что было обьявлено грузинскими учеными частью мегрельского субэтноса. Сегодня многие самурзаканцы. населяющие Гальский район, не только носят грузинские фамилии, но и сами считают себя грузинами. В Абхазии работает программа их интеграции, предусматривающая возвращение абхазских фамилий и т.д.
б) Абхазские племена, переселившиеся к туркам:
1. Аигба - горное абхазское племя, до переселения проживавшее в области Псху-Аигба и Садзен, однако не являвшееся садзами. Вместе с ахчипсами они входили в союз медовеевцы (такое название они получили из-за своего умения разводить сады и пчел, их горный мед считался лучшим в регионе)
2. Ахчипсы - союзное аибга соседнее горное племя, входившее в союз медовеевцы.
3. Гумцы - весьма воинственное население области Гума, которое проживало вокруг турецкой крепости Сухум-Кале и по определению не могло ужиться под российским флагом.
4. Садзы - довольно большое племя, проживавшее в районе современного Сочи южнее убыхов. К немногочисленным представителям этого племени, оставшимся в Абхазии, принадлежал и совретский востоковед первый президент независимой Абхазии Владислав Ардзинба.
Как всегда, заинтересовавшихся читатетей мы отсылаем к серии "Народы и культуры" РАН, тому "Абхазы"
Кроме того, все это еще более подробно рассмотрено в монографии одного из авторов упомянутого тома РАН Т.А. Ачугба. Этническая история абхазов XIX – XX вв. Этнополитические и миграционные аспекты. – Сухум. 2010. Тем, кто хочет погрузиться в глубины этнической истории абхазов, можем порекомендовать прекрасную книгу Ш.Д. Инал-Ипа. Вопросы этнокультурной истории абхазов. Абхазский князь и советский доктор исторический наук Шавла Денисович Инал-Ипа писал прекрасные книги по истории своего народа.