ОВЗ - это, по современной классификации, ограниченные возможности здоровья. Стандарты для обучения детей с ОВЗ недавно вступили в силу, но решат ли они проблему доступности образования?
Классификация ОВЗ
Существует несколько классификаций ОВЗ. Так, самой распространенной является британская шкала.
В ней присутствуют три ступени:
В российской утвержденной классификации есть ряд видов, на которых основано разделение нарушений по ОВЗ:
Здесь прошу заметить, что третья категория, являющаяся наиболее широкой в плане трактовки состояния здоровья ребенка, меньше всего используется для выдачи статуса ОВЗ.
А вместе с тем...
На федеральном уровне еще в 2017 году Роспотребнадзор отметил серьезное снижение числа детей, которых можно считать абсолютно здоровыми. Показатели поражают! Ведь больше половины учащихся младшей школы от 7 до 9 лет и 60% учащихся старших классов страдают какими-либо хроническими болезнями.
Здесь, на мой взгляд, явно проявляется серьезная проблема именно образовательного характера. Ведь у тех детей, которые страдают различными хроническими болезнями, вполне ожидаемо снижаются их образовательные результаты. Скажем больше, в некоторых случаях здесь можно говорить практически об ограничении доступа к качественному образованию, на которое они имеют все законные права.
Чтобы не быть голословным, приведу пример из школьной жизни иллюстрирующий данную непростую ситуацию:
У ребенка, учащегося в младшей школе пищевая аллергия и атопический дерматит. Ни о каком статусе обучающегося с ОВЗ с таким диагнозом по нашей классификации речи идти не может. В итоге ребенок, начиная с первого класса, а чаще еще с детского садика практически отстранен от получения необходимого питания совместно с другими детьми. В психологическом и воспитательном аспекте эта ситуация может перерасти в тяжелую травму, которая может вести и к снижению общей учебной мотивации и даже к социопатии.
Часто в сущий ад превращается для родителей и таких детей празднование различных общих праздников типа дней рождения и нового года со сладкими угощениями, которые им строго противопоказаны.
Эти мучения длятся годами, а проблема даже не находится на поверхности и имеет скрытый характер. Ведь, чтобы иметь статус ребенка с ОВЗ и претендовать на особые условия в ходе учебного процесса, им нужно соответствовать тем жестким критериям, которые устанавливаются нашей нормативной базой.
К сожалению, список болезненных недугов, которыми страдают наши дети, растет с каждым годом. И, если мы исходим из принципа истинной доступности образования, то особого подхода такие дети требуют в не меньшей степени, чем официально признанные дети с ОВЗ.
***