Продолжаем рубрику "а у них" :) Японцы дают безграничные возможности сравнивать и удивляться.
Мы некогда рассказывали о европейской технике "маркетри", если кратко: в большом листе шпона вырезается "внутренность" будущего рисунка - рубашка. После, он заполняется деталями из разных пород, с разной фактурой, цветом и направлением волокон. И наклеивается на подготовленную поверхность, будь то мебель, стенная панель или просто основа под картину.
Японская техника ёсэги идет другим путем - из древесины разных пород нарезаются небольшие бруски и ламели, с тщательно рассчитанными углами, и склеиваются между собой.
Разумеется, не в случайном порядке - получившийся брусок или цилиндр имеют в сечении определенный орнамент.
Каждый такой набор склеивается с подобными еще не раз, пока не образуется брусок нужного размера.
После чего мастер рубанком состругивает весь брусок на листы шпона. Невозможно не восхититься рубанком и техникой мастера - толщина такого шпона около 0,2 мм, а срезать надо торец, не повредив и абсолютно равномерно.
После чего шпон наклеивается на самые разнообразные деревянные заготовки.
О возникновении этой техники можно поспорить - одни источники относят ее к X веку, а другие к XVIII. Так как у XVIII века больше подтверждений и даже известно имя создателя, остановимся на этой версии) Нихеи Исикава из горного района Хаконэ считается основателем этой декоративной техники. Примечательно, что сейчас его дело продолжает прямой потомок - Юки Исикава. Молодой человек имеет за плечами уже немалый стаж, ряд международных наград, и активно ездит по миру, рассказывая о ёсэги.
Небольшое видео о технике:
Делитесь в комментариях, что вам ближе? Живописные европейские маркетри-полотна с сюжетом или выверенный, аскетичный и невероятно проработанный японский стиль ёсэги?