Иллюстрация к рассказу Л.Пантелеева "честное слово"
Наверное, старею - который день сны вижу о детстве, пацанов вспоминаю. Иных уж и на свете нет.
Вот и сегодня проснулся от щемящей тоски, полежал немного, боясь вспугнуть воспоминания.
Давно это было. Родители вернулись в Алма-Ату, после 5-ти лет жизни в Грузии. Кажется, это была поздняя осень.
Через 2 месяца отцу от завода дали квартиру в новостройке. Мы заселились. А ночью выпал снег. Я проснулся и не сразу понял, что изменилось в комнате, почему так ярко светит солнышко и на душе так легко и весело, как будто праздник наступил! Я вскочил с постели и, не одеваясь, подбежал к окну. На улице было белым-бело. Весь строительный мусор, который не успели убрать, за ночь исчез. Двор стал нарядным и, словно, звал меня поваляться на белом покрывале.
- Бабушка, что это? – с удивлением спросил я бабушку.
-Это снег, внучек. Настоящая зима пришла.
Надо сказать, что снега до сих пор я не видел, а может быть, по малолетству не помнил. Но, скорее всего, в Тбилиси было теплее, и снег там редко выпадал.
Конечно же, я, от нетерпения выскочить на улицу и попробовать на вкус то, что напоминало мне мороженое, не мог усидеть за столом. Бабушка с трудом меня заставила одеться по-зимнему и, понимая мои чувства, выпустила на улицу (Это были те благословенные времена, когда взрослые не боялись выпустить дошколенка одного на улицу, и мы могли целыми днями играть одни и не только возле дома).
А на улице все было сказочным: деревья в снегу, крыши домов покрыты белым одеялом! Красота! Тишина! Разумеется, я первым делом опустил ладошки в снег, а потом попытался его попробовать на вкус. Снег оказался холодным и безвкусным. Зато лепился хорошо. Я так увлекся игрой со снегом, что не сразу заметил трех ребятишек, примерно одного возраста со мной. Они подошли ко мне и оценивающе обошли меня. Я молчал. Наконец, самый маленький спросил:
- Ты новенький?- и, не дожидаясь ответа, предложил, - пойдешь с нами лепить снежную бабу?
Я, конечно же, хотел с ними лепить снежную бабу, хотя и представления не имел, что это. Мы с азартом принялись возиться со снегом. Так промчался час-другой.
Вдруг наше веселье прервалось. Кто-то из ребят тревожно вскрикнул:
-Айдар идет! Бежим скорее!
Вмиг ребята бросились врассыпную и исчезли. Я, растерянный, остался один, не понимая из-за чего такой переполох, и смотрел, как ко мне вразвалку подходили двое рослых мальчишек чуть постарше меня. Помолчав, черноглазый и скуластый крепыш снисходительно спросил:
- А ты че не убежал? Не боишься што ли?
Я пожал плечами: « Не знаю».
Тогда другой, Радик, будущий одноклассник и друг, предложил черноглазому крепышу:
- Айдар, а давай мы его в плен возьмем.
-Давай!- обрадовался крепыш, – Пойдешь в плен?
Я не знал, что такое плен, и поэтому быстро согласился. Они связали мне руки и повели на соседнюю улицу. Как я догадался позже, привели домой к Радику. Отец Радика возился на крыше. Увидев нашу троицу издалека, он крикнул:
- Эй, вы зачем его связали? Развяжите ему руки.
- Папа, мы его в плен взяли.
-А вы его спросили? Он хочет быть пленным? Смотрите, он замерз у вас совсем. Идите в дом, накормите его. Мальчик, ты хочешь кушать?
Я пожал плечами. Отец Радика спустился с крыши, сам развязал мои руки и завел в дом. Меня накормили, мы еще немного поиграли. Время в играх пролетело незаметно. Отец Радика наказал сыну отвести пленного домой. Мои новые друзья проводили меня до калитки. Что и говорить, плен мне понравился. И я еще долгое время думал, что плен - это веселая игра.