Найти в Дзене
Артхив

Когда не было планшета, или простые игры, запечатленные в живописи

Оглавление

Рассмотрим игры, запечатленные художниками. Всех их (игры, а не живописцев) объединяют три характеристики: занимательность, простота в исполнении, древность.

Мыльные пузыри. Жан Батист Симеон Шарден, 1739
Мыльные пузыри. Жан Батист Симеон Шарден, 1739

Немного мыла в холодной воде

История мыльных пузырей насчитывает много веков. К сожалению, человечество точно не задокументировало первый запуск хрупкого разноцветного шарика. Зато, как подтверждают археологические раскопки, уже в древнеримской Помпее на стенах изображали людей, выдувающих через соломинки пузыри. «Пузыредувов» столетиями устраивала схема: «мыльный раствор — полая трубочка — аккуратное выдувание в нее воздуха — пузырь». Производство специальной жидкости для мыльных пузырей наладили лишь во второй половине ХІХ века в Лондоне. Сейчас многообразие как жидкостей, так и устройств для производства разноцветных шариков велико, но детей по-прежнему увлекает и старинный метод. Так что в любой момент можно воспроизвести сюжет одного из многочисленных полотен,запечатлевших эту забаву.

Ни одна другая игра не удостаивалась такого количества изображений, как мыльные пузыри! Во-первых, это красиво. А во-вторых, мыльный пузырь стал символом множества понятий, в том числе и взаимоисключающих. В ХVII веке, появляясь на картинах европейских мастеров, он обозначал краткость жизни и внезапность смерти. В культуре хиппи этот радужный, парящий объект был символом мира и гармонии. Мыльные пузыри также ассоциировали с детством, радостью и счастьем.

Портрет Марии Анны де Бурбон (Мыльные пузыри). Пьер Миньяр, 1674
Портрет Марии Анны де Бурбон (Мыльные пузыри). Пьер Миньяр, 1674

Попытка понять, какой из символов лучше подходит мыльным пузырям, возможно, разбудит в вашем ребенке мыслителя. Или же физика, и поиск ответов на вопросы «А можно ли пузырь удержать в руках? а заморозить? почему по мере надувания мыльный пузырь меняет цвет?» подтолкнет будущего ученого к интересным открытиям, как это произошло, например, с Альбертом Эйнштейном. Или с Тимом Кехоэ. Он потратил десять лет своей жизни и $ 3 000 000, чтобы удивить мир мыльными шариками строго определенного цвета (они могут быть полностью фиолетовыми, синими, красными, желтыми, зелеными). Художественный подход! Изобретение стало популярным и затраты удалось отбить с лихвой.

Мир ребенка («Мыльные пузыри»). Джон Эверетт Милле, 1886
Мир ребенка («Мыльные пузыри»). Джон Эверетт Милле, 1886

А еще именно с мыльными пузырями связан один из первых споров на тему «Совместимы ли реклама и искусство». В 1886 году английский художник Джон Эверетт Милле закончил картину «Мир ребенка», на которой изобразил своего внука Джеймса,выдувающего мыльные пузыри. Картину купил владелец крупного журнала, а затем перекупил руководитель компании, выпускающей моющие средства. За картину выложили 2200 фунтов (примерно $ 265 000 по современным ценам). Уже через год щедрыми уговорами компания добилась продажи художником авторских прав и тут же налепила на картину свой логотип. Собратья по художественному цеху негодовали.

Возмущались не только художники: писательница Мари Корелли в романе «Скорбь Сатаны» обвинила Джона Милле в предательстве таланта. Досталось и маленькому герою картину — внуку художника. Несмотря на то, что он дослужился до звания адмирала Королевского военно-морского флота, прозвище «Bubbles» («Пузырьки») осталось с ним навсегда.

В Книге рекордов Гиннеса мыльным пузырям тоже нашлось место. Самый большой, длиной в 32 метра, в 1996 году надул Алан Маккей. А Сэм Хист в 2007 году разместил в гигантском мыльном пузыре 50 человек. Пузырь был размером 1,5×3,3 м.

Не только для девочек

В живописи со скакалкой чаще всего изображают девочек. Сальвадор Дали говорил,что его женщины со скакалками символизируют перерождение души. При этом прыгать через веревочку девочки стали намного позже мальчиков. В Европе до конца ХVIII века скакалка считалась исключительно мужской забавой.

Пейзаж с девушкой со скакалкой. Сальвадор Дали, 1936
Пейзаж с девушкой со скакалкой. Сальвадор Дали, 1936

Наиболее правдоподобная версия возникновения игры-скакалки гласит, что прыгательная веревка вместе с предлагающимися к ней играми родом из древнего Китая. Работники крутили веревки, периодически через них перепрыгивая. Как это часто бывает, то, что мешает взрослым, веселит детей. А потом и взрослые подключаются. Прыжки через скакалку позже стали непременным атрибутом китайского новогоднего фестиваля. В Европе одними из первых оценили скакалку в Нидерландах. Англичане, наблюдая за веревочными развлечениями, презрительно назвали их Double Dutch («Двойной голландский»). Презрительно, потому что в XVI веке англичане все голландское считали не стоящим внимания. Военное соперничество на воде не способствует активному межкультурному обмену. Тем не менее, скакалка все равно завоевала как Европу, так и Америку, превратившись из детской забавы в популярный спортивный атрибут.

Девочка со скакалкой. Пьер Огюст Ренуар, 1876
Девочка со скакалкой. Пьер Огюст Ренуар, 1876

В ХIХ веке к прыжкам подключились и девочки. В этом же столетии сформировались и наиболее распространенные и сейчас типы игр со скакалкой: ребенок самостоятельно крутит скакалку и прыгает; двое крутят, один прыгает; двое крутят сразу две скакалки в разных направлениях; ребенок вертит скакалку по земле, через нее перепрыгивают выстроившиеся кружком дети.

Девочки со скакалками. Анри Лебаск
Девочки со скакалками. Анри Лебаск

Грозное оружие, ставшее игрушкой

Воздушный змей пришел к нам с Востока, где еще в V веке до н.э. участвовал в войнах, а не в детских развлечениях. Согласно древней легенде китайский генерал династии Хань обратил вражеское войско в бегство, запустив ночью над лагерем противника воздушного змея с трещоткой. Враги бежали, решив, что на них напали злые духи. А в корейских древних списках говорится, что один генерал в далекие времена запустил воздушного змея с прикрепленным к нему фонарем, чтобы вдохнуть смелость в своих воинов. Они поверили, что это новая звезда, которая сулит им помощь небес. Воздушные змеи и в последующих войнах, в том числе и европейских, принимали участие. Поэтому и на картинах запускают воздушного змея часто совсем не дети. Например, такой «запуск» написал Франсиско Гойя.

Воздушный змей. Франсиско Гойя, 1778
Воздушный змей. Франсиско Гойя, 1778

В Японии запуск воздушного змея был связан с религией и показывал связь между небом и землей, между человеком и богами. Часто именно такой символический смыл сохраняют змеи на картинах.

В Китае считают, что запуск воздушного змея приносит счастье. Одна из легенд рассказывает о том, как именно воздушный змей спас целое семейство от гибели. Глава семьи увидел страшный сон о неминуемой кончине. Утром он решил, что лучший способ проститься с жизнью — запустить змея. При запуске ничего необычного не произошло, сплошная детская радость. А когда семейство вернулось к родному очагу, то обнаружилось, что дом разрушен сошедшим с гор селевым потоком. В честь такого чудесного спасения теперь китайцы каждый девятый день девятого месяца устраивают праздник воздушных змеев.

Воздушный змей. Карл Шпицвег, 1880-е
Воздушный змей. Карл Шпицвег, 1880-е

Продолжение следует...

А здесь мы рассказываем об игрушках в живописи.

Автор: Елена Сироид, artchive.ru