Стратегия как понятие возникла в Древней Греции, хотя изначальное определение было ближе к современному понятию "тактика". Сейчас стратегия везде - от войны до маркетинга, причем зачастую под ней подразумевают определенный план действий по достижению результатов.
Простой пример: план продаж продукта. Есть N-ое количество товара, который необходимо продать. Продавец воспользуется рядом тактик с возможной их комбинацией: 1), 2) и 3), каждая из которых должна привести к желаемому- продаже товара.
Однако между стратегией, которую изобрели древние греки, и стратегией продажи продукта - разница в серьезности используемых ресурсов. Маркетологи не воюют, это красивое слово, тогда как стратегия в войне стоит жизней. При этом не следует забывать, что любая технология проверяется военным временем, и стратегия - из их числа.
Ключевая цель планировщика (или стратега) - придумать такую последовательность действий, которая сможет ответить на вопрос "Если мы используем ресурс Х, то можем ли мы прийти к У (или хотя бы двигаться в этом направлении)?"
Вся стратегия базируется на предположениях, допущениях, которые мы основываем на известных фактах и наличных ресурсах, поэтому стратег должен полноценно рассмотреть каждое допущение. Иначе вся стратегия будет похожа на воздушный замок. В этом случае ключевым навыком (или одним из) следует считать непримиримую честность с собой, а это трудно. Мозг - дорогое приобретение, каждая нейронная связь образована в результате десятков повторений однотипных задач, а это ресурсы+время на их использование и воспроизведение. Сила привычки отмечалась издавна, и одно из её свойств - как раз не менять мыслительные шаблоны слишком часто.
Например, в военной стратегии анализ допущений зачастую не проводится должным образом, заканчиваясь либо рассмотрением вопросов организации (кто кому подчинен и кто за что отвечает), либо безотчетной верой в силу какого-то одного инструмента ("наше оружие лучшее"), либо упованием на слабости противника.
В кризисной ситуации такие лидеры-стратеги будут принимать первые попавшиеся решения, если те выглядят хоть немного правдоподобно, просто для того, чтобы избежать критики о собственной глупости и/или слабости. Когнитивные законы одинаковы для всех: люди действуют на основании фактов, которые трактуют исходя из собственных убеждений, чтобы избежать стресса. (https://www.researchgate.net/publication/232576704_De..)
Хороший стратег понимает это, знает, что для эффективных действий требуется подходить к подготовке стратегии как к домашней работе по математике, с обычными задачками.
Например, если вам нужно, чтобы оппонент сделал уступку, вы должны оценить, насколько много ресурсов он может использовать для противостояния, как долго он готов сопротивляться, откуда берет ресурсы и насколько сложно эти ресурсы возобновить из этого источника - и это будет всего лишь стартом для подготовки. Есть один "гуру" личностного роста, но у него есть достаточно хороший, подходящий принцип для описания деятельности стратега. Правило 6 П: Правильная Предварительная Подготовка Предотвращает Полный П.
Ваша задача, как стратега, оценить все, что можно, даже детали, Даже если вам кажется, что ваша стратегия предусматривает всё: следует учитывать, что оппонент способен адаптироваться. Что враг может появиться среди союзников. Что ключевые звенья реализации стратегии могут быть разорваны.
Вторая проблема, с которой может столкнуться стратег: стремление к стабильности. Выражается оно фразой "Ничего особо и не изменилось", что свидетельствует о низкой толерантности к неопределенности. Люди любят закономерности. Нам нравится предсказуемость и понятность, прочее нас страшит. Перемены к этому относятся, поэтому когда приходится действовать в непредсказуемых условиях - очень сложно решиться на изменение стратегии. Если всё идёт по плану- значит так будет и дальше и оцениваем факты мы соответственно. Если все пропало - реагируем соответственно и с тревогой ждём новых проблем в авральном режиме. Однако есть такой закон регрессии, открытый ученым Фрэнсисом Гальтоном. Он утверждает, что любые колебания в системе (в широком смысле) в итоге сводятся к средним показателям снова и снова. А в нашем случае - как бы не было вокруг хорошо/плохо - на самом деле все сведётся к норме. Поэтому не стоит бояться неопределенности, однажды всё вернется к норме.
В военной терминологии существует терминологическая иерархия, связанная с тактикой и стратегией. Тактика - это использование малых боевых единиц в боевом пространстве для решения ключевых задач локального масштаба. Операция - управление крупными воинскими подразделениями в боевом пространстве с целью изменения баланса сил. Стратегия - управление крупнейшими боевыми формированиями, используемыми для достижения ключеой цели в боевых действиях. И, наконец, Большая стратегия - как, используя всё, что есть, добиться того, что необходимо.
(https://www.cambridge.org/core/journals/ps-political-..)
Качество тактических решений влияет на эффективность стратегии, при этом самой плохой стратегии не поможет блестящая тактика.
Создавая стратегию, придется понять, что прямой путь от А к В с определенной скоростью - это модель из идеального мира. В реальности стратегия всегда динамична, это модель сдержек и противовесов, компромиссов между целями.
Военные мечтают о ясности и конкретных целях, политики изыскивают возможности и стремятся к гибкости. Игроки на арене преследуют свои интересы, имея определенные ресурсы. Поскольку в мире ресурсы - фактор ограничивающий, игрокам придётся взаимодействовать с другими, и ради их ресурсов и/или возможностей преследовать свои интересы и интересы "того парня". Таким образом ключевое, что следует искать при анализе чужих стратегий и адаптации собственной - искать интересы, т.к. за ними - стратегические инициативы. А связь между интересами осуществляется через передачу ресурсов и возможностей. Таким образом тезис "Ищите, куда идут деньги" вполне рабочий.
Таким образом критерии рабочей стратегии следующие:
1. Физическая возможность и экономическая целесообразность. Можно ли осуществить то, что вы задумали, и как дорого это обойдётся?
2. Моральная и культурная обоснованность для участников стратегии. Если люди одобряют ваши действия - ваша стратегия будет устойчивее.
3.Стратегия должна соответствовать задаче, для которой она создана.
Несоответствие стратегии одному из критериев означает неминуемую "смерть" стратегии.
Критерии просты, однако на практике их сложность более очевидна. Например, участники стратегии могут изменить своё мнение о том, что они поддерживали ранее. Или столкновение с непредвиденными ситуациями приведет к увеличению затрат на реализацию стратегии.
Рефлексивное управление - https://vk.com/wall-62262331_3437
https://vk.com/wall-62262331_3956 стратегический анализ
война как главный критерий технологий - https://vk.com/wall-62262331_1908 на примере технологии "Петля НОРД" генерала Джона Бойда.
про идеологию и технологии - см. https://vk.com/wall-62262331_1125 и https://vk.com/wall-62262331_1159
От антинаучного мифа про "цветные революции" к противостоянию диверсиям в древности. Немного мыслей о китайских техниках манипуляций. https://vk.com/wall-62262331_6187
Теория и практика в Генштабе https://vk.com/wall-62262331_4267
многоуровневое прикрытие операций - https://vk.com/wall-62262331_2845