Счетная палата Кыргызстана провела аудит за 2016 год в Государственной ипотечной компании. По итогам проверки деятельность ГИК была признана законной и не вызвала серьезных нареканий, за исключением нескольких моментов, сообщает пресс-служба палаты.
«Деятельность ГИК по применению нормативно-правовых актов для реализации Программы «Доступное жилье», Закона об акционерных обществах и соответствующих поднормативных документов на протяжении 2016 года соответствовала во всех существенных аспектах надлежащим критериям аудита, за исключением ряда вопросов. В частности, изменение и дополнение НПА по реализации Программы «Доступное жилье» не создало все нормативные условия для ее выполнения в 2016 году и привело к применению метода инвестирования кредитов вместо метода рефинансирования выданных кредитов», — говорится в сообщении СП КР.
Вместе с тем, аудит указал на недостаточную работу по повышению доступности жилья для всех категорий граждан.
«В результате ссуды выданы только ограниченному контингенту платежеспособных лиц, работающих в бюджетной сфере, у которых в семье имеется высокий дополнительный доход, — отмечают аудиторы. — На недоступность государственной ипотеки для бюджетной сферы повлияла высокая процентная ставка, образовавшаяся вследствие заключения Генеральных соглашений с банками-партнерам, с предоставлением добавленной пятипроцентной годовой ставки наряду с трехпроцентной ставкой бюджетной ссуды, полученной от Министерства финансов КР».
Кроме того, аудиторы считают, что распределение остатков средств ОАО на расчетных счетах в коммерческих банках под низкие проценты приводит к снижению дохода для компании.
По итогам аудита Счетная палата рекомендовала правительству КР рассмотреть вопросы по повышению доступности ипотечных кредитов для работников бюджетной сферы по направлению «Льготная ипотека» за счет снижения стоимости ипотеки и размера первоначального взноса, запуска механизма субсидирования кредитов, а также обеспечения более дешевыми источниками финансирования. Кроме того, рекомендовано снизить стоимость государственной ипотеки посредством снижения доходов ОАО и коммерческих банков-партнеров, а также процентов по государственным ценным бумагам. В числе прочих рекомендаций – разработка отдельных справедливых критериев отбора участников для каждого направления Программы «Доступное жилье 2015-2020», а также упрощение процедуры формирования и утверждения списков.