В январе американский классик и первопроходец таких жанров как научная фантастика, детектив (некоторые считают, что и хоррор) отмечает день рождения. Жизнь его не баловала, несчастья сыпались как из рога изобилия и от этого он умер в 40 лет. По был в равной степени выдающимся человеком искусства и ученым (об этом мы уже писали). Вот некоторые другие стоящие внимания факты о его жизни и творчестве.
1. Маленький Эдгар в два года потерял родителей. Их звали Дэвид По и Элизабет Арнольд Хопкинс По, и они были актерами. Отец бросил семью и больше никогда не появлялся, а мать умерла от чахотки. В итоге сироту воспитывала семья богатого виргинского купца по имени Дж. Аллан. Отсюда звучная двойная фамилия писателя. Впрочем, официально мальчика так никто и не усыновил. Зато у него был собственный пони!
2. В детстве нянька кормила его вымоченным в джине хлебом. Это, как мы увидим далее, во многом предопределило его вкусовые предпочтения.
3. Однажды он вышел на плац без одежды. Надо сказать, парень по молодости был тем еще раздолбаем. В университете он всегда был по уши в карточных долгах, которые приемный отец не желал оплачивать. В какой-то момент Аллан вообще лишил юнца содержания, и тому пришлось оставить учебу. В итоге, помыкав горя, Эдгар подался в армию.
Там он отслужил два года полковым писарем, после чего решил поступить в престижную военную академию Вест-Пойнт. Увы, с предсказуемым результатом. Нет, поступить Эдгар поступил. Но продержался там недолго. И вот почему.
Однажды для участия в параде всем курсантам было приказано явиться на плац в белых перчатках и портупее. По отнесся к приказу креативно и надел только ремни и перчатки. Естественно, его тут же вышибли вон.
4. В итоге, когда молодому человеку исполнилось 17, приемный отец, устав от выходок приемыша, выставил его из дома. Тогда уже начинавший прикладываться к бутылке По начал пить по-настоящему. В 20 лет Эдгар лишился вырастившей его приемной матери Френсис Аллан, с которой он был очень близок, она тоже умерла. А спустя два года умер и его старший брат.
5. Совершенно жуткая мистическая история произошла с романом «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима». Надо сказать, это вообще единственный законченный роман Эдгара По (большинство его текстов — рассказы и стихотворения).
В романе рассказ идет о группе моряков, которые потерпели кораблекрушение и вынуждены были убить и съесть одного из своих товарищей по имени Ричард Паркер. История не получила особой популярности. Сам По всю жизнь называл ее очень глупой книжкой".
Однако спустя 46 лет после выхода романа произошла пугающая мистическим сходством с сюжетом Эдгара По история. Яхта «Резеда» (Mignonette) с экипажем из четырех человек вышла из порта в Англии, взяв направление на Австралию. По пути корабль затонул, а команда оказалась посреди океана в шлюпке. Чтобы выжить, члены команды убили и съели своего юнгу. Как же того звали? Вы наверняка догадались и сами: Ричард Паркер.
Дело это получило широкий общественный резонанс. Подробнее о нем можно почитать, например, тут (английская вики) или тут (статья на русском).
6. Самое сильное романтическое стихотворение Эдгара По называется «Ворон». Это визитная карточка По и вершина его поэтического творчества. Ее считают одним из самых темных и прекрасных поэтических произведений, когда-либо написанных на английском языке.
Когда автор принес эту поэму в журнал «Грехемс мэгэзин», он выглядел до такой степени опустившимся от пьянства, что редакторы поначалу отвергли текст, не читая. За величайшее свое стихотворение По получил 9 долларов.
7. Писателя при жизни хорошо знали в Европе, но довольно плохо в родных для Эдгара По США. Своей европейской известностью он, кстати говоря, обязан великому поэту-декаденту Шарлю Бодлеру (автору знаменитых «Цветов зла»), который был его другом и французским издателем его произведений.
8. Писатель рассказывал в своей автобиографии, как в молодости побывал в Санкт-Петербурге. Согласно этой легенде он, не доучившись в университете, сбежал в Европу, чтобы, подобно Байрону, воевать за свободу греков.
«Не добравшись до Греции, я оказался в России, в Петербурге. Из затруднительного положения, в которое я попал там, мне удалось выйти благодаря любезности Г. Миддлтона, американского консула в Петербурге, и в 1829 году я вернулся домой…»
Не очень понятно, было ли это правдой, но обращает на себя внимание, с каким восхищением писатель относился к русской литературе. Больше всего его во всей истории волновало, что он мог повстречать там в одном из салонов Пушкина и Гоголя. Во всяком случае, мотивы Гоголя в его творчестве будущим исследователям усмотреть будет совсем несложно.
9. По упорно отрицал спонтанную составляющую в творческом процессе. Он при каждом удобном случае доказывал (в том числе и в своих научных публикациях) присутствие расчета в шедеврах литературы. У этого есть веские причины.
Дело в том, что По всю свою жизнь боялся сойти с ума (причем совершенно небезосновательно). После смерти жены он почти совсем повредился рассудком от горя и алкоголизма.
Чтобы хоть как-то остаться на плаву и не угодить в желтый дом, он придумал, что все литературные произведения должны строиться по правилам логики. Он создал целый жанр, в котором сюжет вращается вокруг наркозависимого частного детектива, который распутывает сложнейшие преступления с помощью наблюдений, здравого смысла и научных достижений.
Это наводит на мысль о роли личности в истории цивилизации. Если бы не личная беда и проблемы с психикой у Эдгара По, то не появился бы на свет его Огюст Дюпен. А следовательно, никогда не узнал бы мир ни Шерлока Холмса, ни Эркюля Пуаро, ни (в наших широтах) Эраста Фандорина. Вероятно, целая отрасль науки — криминалистика — тоже задержалась бы в развитии, если бы не этот удивительный писатель.
10. Дом-музей По в Балтиморе сейчас обслуживается единственным служащим. Среди посетителей этого музея ходят слухи, будто в доме водится нечистая сила.
11. Влияние По на его современников принято недооценивать. Чтобы вы могли убедиться в этом, вот только два примера. Сравните повесть Ф.М. Достоевского «Двойник» с рассказом По «Вильям Вильсон», а «Преступление и наказание» — с рассказом «Сердце-обличитель».