О расторжении всех действующих контрактов с ОАО «Метрострой» сообщил комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). Причина — «грубое неисполнение» условий госконтрактов, «срыв сроков строительства новых станций метрополитена», неоднократные задержки выплат заработной платы.
Что пока еще строит «Метрострой»:
- Фрунзенский радиус (станции «Проспект Славы», «Дунайский проспект» и «Шушары») — общая стоимость 32,9 млрд рублей, срок сдачи май 2019 года;
- Лахтинско-Правобережная линия (станции «Театральная», «Горный институт» и «Морской фасад») — контракт на 20 млрд рублей, срок сдачи ноябрь 2019 года (перенесен ориентировочно на 2021 год);
- Красносельско-Калининская линия (станции «Путиловская» и «Юго-Западная») — контракт на37,7 млрд рублей, срок сдачи 2022 год.
Так, станции «Новокрестовская» и «Беговая» Невско-Василеостровской линии в мае 2018 года введены с опозданием на 3,5 месяца, Фрунзенский радиус уже выбился из графика больше чем на полгода. «При плановых показателях 2504 квалифицированных рабочих на объекте последние полгода трудятся не более 300 человек. Несмотря на наличие выданного аванса и оплаченных работ, у подрядчика отсутствуют оборотные средства для закупки оборудования и материалов, необходимых для завершения строительства объекта», — говорят в КРТИ. И никакие банки не хотят давать «Метрострою» деньги, так как компания находится в плачевном финансовом положении.
Городу даже пришлось выделить из бюджета 524 млн рублей, чтобы «Метрострой» рассчитался с рабочими, которые накануне Нового года объявили голодовку из-за долгов по зарплате, напомнил глава КРТИ Сергей Харлашкин.
Харлашкин уверяет, что город не бросит метростроевцев на произвол судьбы — рабочим найдется место в других компаниях (в «Метрострое», его филиалах и субподрядных организациях трудятся более 7 тыс. человек).
Кому нужен «Метрострой»
Будет ли Смольный объявлять конкурсы на достройку начатых проектов подземки или их просто передадут другим подрядчикам ввиду исключительности случая, Харлашкин не уточнил. По информации КРТИ, «такие компании на рынке имеются и готовы к исполнению задач метростроения и сохранению профессиональных трудовых кадров».
О том, кто может подхватить подряды по строительству подземки, шла речь 16 января на совещании у врио губернатора Александра Беглова, посвященном проблеме строительства метро. В частности, называлась компания «Стройтрасгаз» миллиардера Геннадия Тимченко — он родом из Петербурга, где в 1990-х был близко знаком с Владимиром Путиным, тогда вице-мэром города. На подряды петербургского метро в разные годы претендовали и структуры другого петербуржца — друга детства Путина Аркадия Ротенберга. Подконтрольный ему «Мостотрест» давно примеряется к подрядам на петербургской подземке.
Источники МГ не исключают, что в ближайшее время у «Метростроя» сменится структура собственников — своих акций в опустошенной компании могут лишиться гендиректор компании Николай Александров и его отец, которые вместе владеют почти 50% в компании. Претендентами на актив называют тех же Тимченко и Ротенберга.
Крупнейшие акционеры ОАО «Метрострой»:
24,8% — гендиректор «Метростроя» Николай Александров;
13,6% — его отец, бывший гендиректор «Метростроя» Вадим Александров;
25% — ГУП «Петербургский метрополитен»;
21% — комитет имущественных отношений Петербурга.
Силы неравны
Резкое обострение ситуации вокруг «Метростроя» началось год назад. Сначала подрядчик задержал сдачу «Беговой» и «Новокрестовской», которые планировали открыть в апреле 2018-го, а запустили только в мае. Эксперты еще на старте этого направления, в 2015 году, предупреждали, что сдать станции в срок, к Чемпионату мира о футболу, не получится — Смольный затянул проведение подрядного конкурса, а потом на 10 млрд рублей урезал финансирование проекта. В итоге станции сдали с недоделками, и чиновники засыпали подрядчика исками о взыскании штрафов за некачественную работу. Город уже взыскал с компании через суды около 4 млрд рублей, иски еще на сумму около 5 млрд рублей рассматриваются в судах. А Федеральная налоговая служба подала иск о банкротстве «Метростроя».
Однако сам «Метрострой» тоже пытается отстоять привлечь заказчика к ответственности — компания обвиняет Смольный в нарушениях по контрактам.
Строительство Фрунзенского радиуса много раз переносили, так как компания «Трансстрой» Олега Дерипаски срывала сроки сдачи депо «Южное», которое должно обслуживать поезда на этом направлении. К тому же Смольный сократил финансирование этого контракта с 35 млрд до 25,9 млрд рублей, говорят в «Метрострое».
Город задерживает оплату по действующим контрактам «Метростроя» в размере свыше 5 млрд рублей — это и спровоцировало основные проблемы по строительству подземки, утверждает подрядчик. Например, на строительство Невско-Василеостровской линии компания потратила 35 млрд рублей, а получила от заказчика меньше 30 млрд, говорят в «Метрострое».
Однако эти аргументы не сработали, теперь завершать начатые «Метростроем» работы будут другие подрядчики.
У компании остается еще несколько более мелких контрактов. Например, на модернизацию петербургской Северной верфи — стоимость работ 6 млрд рублей. Но и по этому объекту к «Метрострою» есть претензии у Объединенной судостроительной корпорации, в которую входит Северная верфь: сроки модернизации по вине подрядчика сдвинуты минимум на год.
Комментарий ОАО «Метрострой» о расторжении контрактов на строительство метро:
«Данные действия продиктованы некомпетентностью заказчика, который сделал все для того, чтобы завести ситуацию в тупик. А именно: невыполнение заказчиком своих обязательств на протяжении нескольких лет по всем контрактам: намеренное затягивание приемки и оплаты выполненных работ, применение в одностороннем порядке понижающих коэффициентов практически по всем строкам смет действующих контрактов, непредоставление площадок под строительство и рабочей проектно-сметной документации, без которой невозможно осуществление сдачи выполненных работ и многое другое.
ОАО «Метрострой» не раз указывал на эти нарушения заказчику, но в ответ получал претензии и иски в суд, где обвинялся он сам. Данные действия указывают на субъективную позицию КРТИ и Дирекции транспортного строительства (ДТС) с целью переложить ответственность на генподрядчика. ОАО «Метрострой» в ответ также вынужден был обратиться за защитой своих интересов, и интересов основного заказчика строительства — потенциальных пассажиров метрополитена — в суд.
Заказчик в лице ДТС и КРТИ не осознает всех последствий, к которым неизбежно приведет расторжение контрактов. В частности, нависнет угроза безопасности уже существующих подземных выработок и сооружений, расположенных на поверхности в зоне ведения подземных работ. Даже однодневный простой выработки без соответствующего содержания может привести к аварийной ситуации. Халатное отношение должностных лиц заказчика может привести к техногенной катастрофе, и не понимать этого — недопустимо.
ОАО «Метрострой» многократно пытался наладить отношения с заказчиком и довести до него свою аргументацию. К сожалению, заказчик остался глух. ОАО «Метрострой» оставляет за собой право оспорить решение КРТИ и ДТС и привлечь к разрешению ситуации независимых экспертов».