Найти в Дзене
Доступный сервис

Возрождение дисковых тормозов

Что может быть привычнее и эффективнее, чем дисковые тормоза? А ведь и они переживали взлеты и падения, годы забвения и мгновения триумфального возвращения в автомобилестроение. Как дисковые тормоза сумели не только отвоевать место под солнцем, а и удержать позиции? Первые визжащие тормоза В конце 19 века автомобили были медленными, поэтому и тормоза были максимально простыми - изначально использовали каретную тормозную систему. У того же Карла Бенца (изобретателя первого автомобиля с двигателем внутреннего сгорания) тормозом служили рычаг и обшитые кожей накладки, которые и стали прообразом современных тормозных колодок. Но даже для медленных архаичных автомобилей такая система торможения оказалась малоэффективной (особенно на спусках) - кожаные накладки очень быстро стирались, их постоянно приходилось менять. Но пионером мира ДТ стал Уильям Ланчестер из Англии, который в 1902 году запатентовал свое изобретение (которое, кстати, было очень похоже на велосипедные тормоза). Общая конс
Оглавление

Что может быть привычнее и эффективнее, чем дисковые тормоза? А ведь и они переживали взлеты и падения, годы забвения и мгновения триумфального возвращения в автомобилестроение.

Как дисковые тормоза сумели не только отвоевать место под солнцем, а и удержать позиции?

Тормоз первых автомобилей
Тормоз первых автомобилей

Первые визжащие тормоза

В конце 19 века автомобили были медленными, поэтому и тормоза были максимально простыми - изначально использовали каретную тормозную систему.

У того же Карла Бенца (изобретателя первого автомобиля с двигателем внутреннего сгорания) тормозом служили рычаг и обшитые кожей накладки, которые и стали прообразом современных тормозных колодок. Но даже для медленных архаичных автомобилей такая система торможения оказалась малоэффективной (особенно на спусках) - кожаные накладки очень быстро стирались, их постоянно приходилось менять.

Велосипедный дисковый тормоз
Велосипедный дисковый тормоз

Но пионером мира ДТ стал Уильям Ланчестер из Англии, который в 1902 году запатентовал свое изобретение (которое, кстати, было очень похоже на велосипедные тормоза). Общая конструкция и принцип действия современных тормозов практически не отличаются от изобретения Ланчестера:

  • на ось устанавливается сам тормозной диск (есть разные виды крепления);
  • тормозной суппорт крепится к кузову на кронштейн;
  • колодки вкладываются в посадочные места на скобах суппорта;
  • внутри суппорта находятся цилиндры с поршнями. Когда водитель нажимает педаль, тормозная жидкость выдвигает поршни;
  • поршень давит на тормозные колодки, которые смыкают тормозной диск, как клешня краба, и останавливают его .
Схема дискового тормоза
Схема дискового тормоза

Механизм хороший, но был один минус, и очень большой - омерзительный скрип, который появлялся, когда медные колодки прижимали металлический диск. Скрежет металла о металл - бррр! Конструкторы пожалели свои нервы, нервы водителей и пешеходов, и отказались от вопящих дисков.

Кроме того, дисковые тормоза Ланчестера совершенно не дружили с тормозной жидкостью тех времен. Дело в том, что в начале ХХ века “тормозуху” делали на спиртах или натуральных маслах, и закипала она на раз. Что совершенно противопоказано дисковым тормозам, которые очень сильно нагреваются в момент торможения.

Так автомобильный мир почти на 50 лет перешел на барабанные тормоза, задвинув дисковые в дальний ящик.

Из забвения в современность

Барабанные тормоза Луи Рено не имели альтернативы в первой половине ХХ века. Изобретение было настолько удачным, что до сегодняшнего дня не претерпело никаких существенных изменений или усовершенствований: конструкторы придумали фрикционные накладки для колодок, регулировочный механизм, два поршня вместо одного. Вот и все.

В ХХ веке мир значительно ускорился, развивающаяся торговля, гонки вооружений, войны требовали от человечества бОльших скоростей. И чем быстрее транспортное средство мчится, чем больше весит, тем сложнее его остановить. К 40-50-м годам скорости автомобилей выросли настолько, что барабанные тормоза стали сдавать позиции. Такая же беда была и с самолетами. В годы Второй мировой авиаконструкторы вспомнили о покрывшихся пылью дисковых тормозах и разработали эффективные самолетные суппорты.

Дисковые тормоза самолета
Дисковые тормоза самолета

Автоинженеры, которых тоже волновал вопрос, как остановить авто быстро и эффективно, не стали изобретать велосипед и переняли опыт у коллег-авиастроителей. В 1953 году дисковые тормоза доработали в компании British Girling и поставили на сверхсовременный по тем временам автомобиль Jaguar C-Type.

Jaguar C-Type (1953)
Jaguar C-Type (1953)

Так началась эпоха Ренессанса дисковых тормозов.

Studebaker Avanti (1963)
Studebaker Avanti (1963)

Американцам - новаторам автомобилестроения - стало обидно, что не они первые додумались до такого удачного конструкторского решения, и спустя целых 10 лет, в 1963 году конструкторы компании Chrysler выпустили автомобиль Studebaker Avanti с дисковыми тормозами современного типа.

Современность

Сегодня на большей части автомобилей установлены дисковые тормоза: либо только на передних колесах, либо на передних и задних - такие тормоза подразумевают более дорогую комплектацию автомобиля. Давайте обозначим их плюсы и минусы.

Плюсы:

  • эффективность торможения выше (в сравнении с барабанными), так как больше пятно контакта;
  • медленнее нагреваются и быстрее охлаждаются - благодаря открытой конструкции;
  • за счет эффекта центрифуги (постоянного быстрого вращения) дисковые тормоза быстро самоочищаются;
  • по мнению автомехаников, такой вид тормозов проще ремонтировать и менять.

А теперь о минусах:

  • быстро изнашиваются колодки (снова в сравнении с барабанными): передние колодки необходимо менять через 30 тысяч км, а задние через 40 тысяч км;
  • быстро изнашиваются диски: образуются задиры и царапины;
  • дороже в обслуживании;
  • могут скрипеть, если новые колодки не притерлись или неправильно подобраны, если нарушилась геометрия диска или он перегрелся. А если фрикционные накладки колодок стерлись до металла, дисковые тормоза будут верещать, как в 1902 году.

Виды дисковых ДТ

Виды дисковых тормозов: Чугунные, из нержавейки, карбоновые и керамические
Виды дисковых тормозов: Чугунные, из нержавейки, карбоновые и керамические

Самые простые и доступные среднестатистическому водителю - добротные, “народные” чугунные диски. Они хороши почти всем, кроме того, что быстро перегреваются. А когда перегреются, их сильно “ведет”.

Поэтому следующими в нашем рейтинге идут диски из нержавейки. Да, они менее износостойкие, в сравнении с чугуном, но и коррозии они подвержены меньше, и с легкостью выдерживают нагрев до 400 градусов по Цельсию.

А теперь о более специализированных дисках. Диски из углепластика, или проще говоря, карбоновые. Они легче, коррозии не подвержены и обладают высоким коэффициентом трения. Такие диски гораздо дороже чугунных или из нержавейки, поэтому их чаще используют на спорткарах, где их высокая стоимость оправдана.

Керамические диски - это сегмент лакшери, для элитных авто, супер- и концепткаров. Они на голову выше своих предшественников практически по всем параметрам, и выдерживают нагрев до 1000 градусов. И стоимость их, соответственно, выше - на жигули не поставишь.

С конвейера выходят автомобили с вполне подходящими дисковыми тормозами, то есть с достаточной охлаждающей способностью для данного конкретного автомобиля. И если водитель не лихач, то тормоза в тюнинге или замене не нуждаются.

А если водитель любит агрессивный стиль вождения или хочет создать видимость спортивного (или полуспортивного) автомобиля, придется подумать о дисковых тормозах с более высокой охлаждающей способностью.

Как мы выяснили, керамические, карбоновые и карбоно-керамические диски - удовольствие не из дешевых, а так хочется почувствовать себя звездой “Форсажа”.

В этой ситуации на помощь приходят перфорированные диски. Этот вид тормозов пришел к нам от автогонщиков, которые хотели увеличить охлаждающую способность тормозных дисков до максимума. 40 равномерно расположенных отверстий на диске отлично вентилируют и охлаждают. Из минусов: если диски некачественно отремонтировали или неправильно установили/эксплуатировали, по отверстиям перфорации могут пойти трещины.

Чтобы увеличить коэффициент охлаждения, можно использовать слотированные диски. Вместо отверстий на дисках сделаны изогнутые пазы (обычно от 6 до 9), через которые циркулирует воздух, охлаждая диск. Способ охлаждения тот же, но вероятность появления трещин гораздо ниже. Да и протяженность пазов позволяет охлаждать всю поверхность диска, в отличие от точечного охлаждения при помощи перфорации. Слотированные дисковые тормоза более эффективны, чем перфорированные, но быстрее изнашиваются - и это их основной минус.

Теперь, зная историю дисковых тормозов, их выигрышное отличие от барабанных, и разновидности материалов, вы без труда сможете выбрать наиболее подходящие тормоза для вашего автомобиля.