Метро – это подземный город странствий. И как в каждом городе, в метро есть свои городские сумасшедшие. Однажды мне повезло повстречаться на зеленой ветке где-то между Кантемировской и Автозаводской, ни много ни мало, с Королевой Подземки.
Случилось это так…
Еду я, значит, в метро, что-то читаю - вся ушла в себя, одним словом. Вагон неполный, кто-то стоит, кто-то разговаривает друг с другом, кто-то слушает дед метол в наушниках. И вот очередная остановка, шум усиливается «вы выходите? разрешите, пропустите, дайте пройти», и вдруг все смолкло. Нет, механический шум метро, объявления дикторов остались, но вот человеческий гомон стих. Это в вагон вошла Она – Королева Подземки…
Высокая фигуристая дама, в длинном бархатном наряде цвета морской волны. Дама явно несет на лице черты былой красоты, причем красоты аристократической. Горделивая осанка, длинная шея, прямой нос, капризные губы и надменный взгляд из-под полуприкрытых век - в прошлой жизни этот вид наверняка заставлял простолюдинов падать ниц, кавалеров снимать шляпы и преклонять колени, а фрейлин приседать в глубоком реверансе. Когда-то она сидела на троне и, обмахиваясь веером, благосклонно принимала в дар изумруды и рубины от индийского магараджи, снисходительно - золотого механического соловья от безнадежно влюбленного короля соседней страны. В ее честь слагали сонеты и оды, а трубадуры на всех площадях славили ее красоту.
Но в этой жизни, здесь и сейчас, ей принадлежал только этот вагон метро. И вот эти вот недостойные рабы, которые не желают падать ниц и лишь очумело глазеют на нее, на ее неувядающую красоту и великолепный королевский наряд. А глазеть, надо сказать, было на что!
Парчовая юбка «годе» в пол, какая-то невероятной сложности бархатная блуза с изумрудным жабо и рюшами, сумочка-ридикюль в стразах в тон всему наряду, а главное шляпа. Сложную прическу с вавилонами, на которую точно ушло не меньше часа, венчала не менее сложная самодельная шляпка с брошами и зеленой накрахмаленной сеточкой. Эта жесткая сеточка, если хорошенько присмотреться, совсем недавно явно украшала вместо оберточной бумаги чей-то букет цветов. В ушах Королевы массивные серьги с геммами, на шее прабабкино потемневшее колье с камнями, а на руках огромные перстни из малахита, яшмы и еще бог знает каких камней.
Королева Подземки застыла посреди онемевшего вагона, давая невоспитанным плебеям , насладиться видом своей госпожи. Затем, шурша юбками, гордо двинулась вдоль вагона. Плебс почтительно расступался, но - о tempora! о mores! – никто не собирался встать и уступить своей Королеве место. Тут она поравнялась со мной и узрела достаточно широкий просвет между мной и соседним дядечкой и, сделав нам брезгливый жест кистью подвинуться, развернулась и широкой королевской кормой, втиснулась между нами. Тут-то я и смогла исподтишка рассмотреть ее поближе.
На вид Королеве было не меньше шестидесяти, но вряд ли больше семидесяти лет. Яркая помада, огромные стрелки, наклеенные ресницы и макияж, больше похожий на грим. Костюм – видавший виды наряд, возможно списанный по причине износа из какой-то костюмерной, но бережно хранимый и множество раз аккуратно чиненный-перечиненный. Нитяные сетчатые перчатки под перстнями на падагрических пальцах тоже выдавали свой древний возраст. Но гордое достоинство, с которым все это было надето, затмевало любые огрехи образа. Королева сидела вплотную ко мне с абсолютно прямой спиной и бурно волнующимся внушительным бюстом. Видно было, что ее что-то беспокоит. И это были отнюдь не косые взгляды соседей, а напротив - скорее недостаточность внимания, ибо в положении сидя ее хуже стало видно всему вагону. Просидев между нами полминуты, она вскочила и гордо прошествовала дальше по вагону к следующим дверям. Такова была траектория роли.
«Осторожно. Двери открываются». Королева бросила на вагон презрительный взгляд и вышла на перрон. Но только для того, чтобы тут же войти в следующий вагон.
Вот так.
Эту даму в метро, я знаю, видели многие. Некоторые не по одному разу. Наверняка кто-то видел и из вас. А кто-то даже успел ее сфотографировать, но точно не я – я тогда просто онемела - все эти фотографии я нашла в открытом доступе в интернете.
Это, конечно, была креза, причем серьезная. Не знаю почему, но я решила, что это бывшая актриса, давно списанная со сцены по причине душевного недуга. А возможно, напротив, недуг развился вследствие совершенной ненужности театру. Но она не сдалась. Она, как истинная примадонна, каждый день выходит на сцену. Она долго готовится, выбирает костюмы, репетирует, отрабатывает перед стареньким трюмо жесты и ракурсы. И кто знает, может быть декламирует роль из какой-нибудь великой пьесы. И знаете что? Я уверена, что это всегда монолог.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси...