(2002 год)
Взлетно-посадочная полоса иркутского аэродрома
упирается в огромный могильник. Там, в лесу,
неподалеку от поселка Пивовариха, многочисленные рвы
скрывают останки десятков тысяч иркутян,
расстрелянных в застенках НКВД в годы сталинских
репрессий.
В 50-е годы Ил-14, взявший курс на Москву,
практически сразу же упал на взлетно-посадочную
полосу и остановился, упершись в одно из аэродромных
строений. В 1963-м, Ту-104, выполнявший рейс из
Москвы, разбился на полосе при посадке. 9 февраля
1976 года (День Аэрофлота) Ту-104, направлявшийся в
Ленинград, при взлете упал наподалеку от поселка
Пивовариха. В июле 1999 года грузовой борт Ил-76
также рухнул в Пивоварихе.
Тайна Лунного Короля
Место, где уже 65 лет не могут найти покоя невинно
убиенные жертвы, с давних времен овеяно глубокой
тайной. Когда-то его называли "Дача Лунного Короля".
Ссыльный поляк Юзефат Огрызко, живший там в 70-х
годах 19 века, страдал заболеванием глаз и выходил на
прогулки только по ночам.
В 30-е годы там появились дачи сотрудников НКВД и
пионерский лагерь для их детей. Во времена сталинских
репрессий -- 1936-38 годах, эта территория ( в
500 метрах от пионерского лагеря) стала огромным
кладбищем без каких-либо опозновательных знаков.
Точной цифры закопанных там "врагов народа" никто не
знает. Историки считают -- от 20 до 30 тысяч
человек, а бывшие сотрудники КГБ говорят, гораздо
больше, причем не только в Пивоварихе.
Приходили специальные сталинские разнарядки: сколько
человек нужно приговорить к ВМН за определенное
время. Вся интеллигенция Приангарья была уничтожена,
остались одни партизаны.
Иркутян расстреливали во внутренней тюрьме НКВД -- в
подвале Литвинова, 13. Людей вызывали, они сидели в
очереди и не знали, что эта очередь на расстрел.
Говорят, палачом был один человек. Когда
трупов набиралось на две машины марки ЗИС,
их сваливали штабелями и везли в Пивовариху.
По рассказам очевидцев, водителей было несколько.
Один вел машину до поселка, там его сменял другой.
Могильник обнаружили энтузиасты -- активисты
общества "Мемориал", которые обладая отрывочными
сведениями о чем-то страшном и непонятном, творящемся
в ту пору в этом лесу, начали раскопки без чьего либо
ведения. В сентябре 1989 года тайна открылась, дело
было передано в прокуратуру, началось следствие.
Тогда на поле, где сажали картошку сотрудники
аэропорта, было обнаружено три рва неправильной
формы.
Останки 304 человек эксгумировали. Среди них
были обнаружены совсем молодые девушки, у одной
сохранилась длинная русая коса. Все останки носили
следы пулевых ранений в голову. По монетам,
маркировках на обуви, было установлено, что
захоронения относятся к 37-38 годам.
11 ноября 1989 года произошло перезахоронение
останков в братскую могилу. Эта дата считается
моментом основания первого в России подобного
мемориального комплекса.
Дальше раскапывать не стали -- горы костей, все
вперемешку.
На братской могиле -- памятник с надписью: "Помни,
Родина, нас. Всех, кто погиб невинно. Будь
милосердна и возврати нас из небытия". Дальше
идут противотанковые заграждения, а щит у входа на
территорию кладбища возвещает: " Люди! Лес этот --
бывшая спецзона ГБ-УНКВД. По всей ее площади во
рвах-накопителях, в отдельных ямах сотнями, десятками
и по-одиночке, под грифом "совершенно сектретно",
покоятся останки вам родных и близких людей. На
сегодня у них единственный друг -- деревья да зеленый
ковер из травы и цветов. Берегите их друга. ...не
губите, люди... не губите..!"
Иркутск -- один большой погост
Страсти по репрессиям утихли, эта тема стала
считаться заезженной и, грубо говоря, немодной.
Прекратилось финансирование. Раскопки больше не
проводятся, "Мемориал" не обустраивается.
Одно захоронение было обнаружено в Киренске. В
подвале бывшей тюрьмы, где потом находился жилой дом,
под плитами нашли останки 82-х человек и
перезахоронили на кладбище.
Опять же по отрывочным сведениям и различным слухам,
могильников зо-х годов в пригородах Иркутска
насчитывается около 13-ти: старый
причал на Ангаре, карьеры за предместьем Рабочее,
10-й километр Александровского тракта, старые
кладбища, в том числе и в Лисихе.
По злой иронии неподалеку от мемориального кладбища в
Пивоварихе расположился скотомогильник. В залитом
кровью лесу то и дело появляются стихийные свалки.
Возможно, никто уже и не вспомнил бы о страшных
событиях тех лет и о людях, закопанных как попало во
рвы, если бы не строительство второй
взлетно-посадочной полосы и удлинение уже
существующей.
Вопрос решается уже на уровне Министра культуры РФ
Михаила Швыдкого. Епископ Иркутский и Ангарский Вадим
считает необходимым установить на месте "Мемориала"
часовню. Нужно проложить к кладбищу и дорогу, а
возможно придется переносить все останки в другое
место: все зависит от того , как все-таки пройдет
взлетно-почсадочная полоса.
Александр Александров, председатель иркутского
отделения общества "Мемориал" заверил родственников
репрессированных иркутян, что полоса не затронет
кладбище, на которое они приходят поминать своих
близких. По словам Александра Леонидовича, он нашел
общий язык с нынешним руководством предприятия
"Аэропорт-Иркутск", и ,возможно, в проект
строительства полосы будут включены подъездные пути к
"Мемориалу", причем в одном месте дорогу придется
прокладывать под взлетно-посадочной полосой.
К небу по костям
Судя по проекту, вторая взлетно-посадочная полоса, с
разворотом на 33 градуса к существующей, пройдет
рядом с кладбищем, и оно окажется заключенным в
кольцо двух авиатрасс. С другой стороны, никто не
знает, где все-таки пролегают границы огромной
братской могилы. По разным сведениям, занимаемая
площадь составляет от 20 до 180 гектаров. В любом
случае, снятие грунта при строительстве полосы
откроет внутреннее содержимое этой местности.
Напомним также, что кроме строительства ВПП-2,
предполагалось еще и удлинение ВПП-1 -- на 400 метров
в сторону города и на 800 метров в сторону Байкала.
Работы по удлинению на зимнее время приостановлены.
Вопрос затягивается также и в связи с
"Мемориалом". Если внимательно изучить карту, станет
предельно ясно, что полосы соединятся друг с другом
как раз на месте захоронения, когда ВПП-1 будет
продолжена к Байкалу.
Алексей Гаращенко, заведующий
информационно-издательским отделом Центра сохранения
наследия заверил, что "Мемориал" попадет между
полосами и их соединение не предусмотрено.
-- Этот памятник находится под госохраной, --
говорит Алексей Николаевич, -- и согласно закону, все
работы по его сохранению будет производить заказчик
-- "Иркутск-Аэропорт" -- за свой счет.
Когда поступит финансирование на строительство ВПП-2,
будет произведено археологическое исследование
территории. Если при строительстве в земле будут
обнаружены кости, их перенесут ближе к Пивоварихе.
С другой стороны, перенос останков в Пивовариху не
устраивает ее жителей и руководство
Иркутско-сельского района, впрочем как и
строительство самой полосы.
По словам Михаила Кельмана, заместителя мэра
Иркутско-сельского района, опытное хозяйство в
Пивоварихе потеряет 250 гектаров лучших пахотных
земель и может прийти в упадок. К тому же, в связи со
строительством, в Ново-Лисихе, наверное, все-таки
придется сносить часть домов и пересялять куда-то их
жителей. Если даже ВПП-2 подойдет вплотную к поселку,
никому не захочется жить прямо под самолетами.
Пока население Пивоварихи, Дзержинска и Ново-Лисихи
надеется, что до реальных действий еще далеко:
разговоры о строительстве новых взлетно-посадочных
полос ведутся с 1966 года, однако взлеты над домами и
шумы их пугают.
Несмотря на надежды сельских жителей, вопрос
строительства назрел как никогда. Сразу после
авиакатастрофы под Бурдаковкой (5 июля 2001 года)
дело сдвинулось с мертвой точки. Губернатор
Иркутской области Борис Говорин согласовал
предложение, выдвинутое предприятием
Аэропорт-Иркутск, с вице-премьером Ильей Клебановым,
после чего последовало поручение Правительства РФ о
подготовке варианта разворота новой
взлетно-посадочной полосы к существующей.
Подготовкой доклада занимается Хабаровский проектный
институт "Дальаэропроект". Протяженность ВПП-2
составит 4 километра 200 метров, в то время как длина
"старой" полосы -- 2 километра 760 метров. Начинаться
ВПП-2 будет между поселком Дзержинск и Пивоварихой и
заканчиваться возле Ново-Лисихи.
Позиция предприятия Аэропорт-Иркутск -- побыстрее
построить вторую ВПП. Но денег на это нет. Пока речь
идет лишь об удлинении существующей.
Хотя, по мнению Алексея Куликова, виной 3-х иркутских
авиакатастроф последних семи лет стал человеческий
фактор, трагические события подвигли власти к решению
о выносе полосы за черту города. Сам же аэропорт --
абсолютно безопасен, но люди должны должны
чувствовать защищенность.
Авиаагентство из могильных плит
Улица Горького, 29. В жилом доме расположено
центральное агентство воздушных сообщений. У входа
колонны сложенные из могильных плит. Кое-где читаются
надписи: "Кабановъ. Москва. Мясницкая"; "Кузова,
скончалась 11 октября 1913 года, 8 лет от роду".
Некоторые могильные камни перевернуты вверх ногами
-- какая разница как располагать строительный
материал. Здание в стиле сталинского ампира было
построено в 1938 году. Вместе с агентством Аэрофлота
раньше там находился и детский садик. Уже тогда
Иерусалимское кладбище, ныне Центральный парк
культуры и отдыха, начинало ликвидироваться. Позже,
ближе к 1957 году, памятники иркутским купцам из
черного гранита свезли на лед Ангары. Народ только
успевал растаскивать ценный материал для
строительства. Некоторые стирали надписи на плитах, и
высекая новые, использовали памятники вновь по своему
прямому назначению. То, что не успели разобрать,
весной ушло под лед. Так в Иркутске не осталось
памяти о купцах-меценатах, которые строили и
развивали этот город.
Так уж вышло, что почти весь Иркутск представляет
собой одно большое кладбище -- где-то кости, где-то
камни с могил. Связь с самолетами может показаться
алогичной, но издревле на Руси, и не только,
существует поверье, что мертвые могут влиять на
судьбу живущих. Когда люди глумятся над могилами,
дух умерших предков становится карающим и
мстительным: может наслать болезни, мор, катастрофы и
стихийные бедствия.
По мнению иркутского целителя и ясновидящего Анатолия
Авдеева, подобное отношение к памяти предков
действительно не может привести ни к чему хорошему.
Анатолий Васильевич видит еще 6-7 авиакатастроф.
-- Кровь невинно убиенных скатилась в землю и кричит,
-- говорит целитель, -- если это место не очистить,
новых жертв не избежать. Останки необходимо
перезахоронить, провести службу по всем правилам,
чтобы души успокоились. Иначе они будут постоянно
взывать к Богу, кричать: "Спаси нас, мы не
упокоенные", и он их услышит.
А что касается Центрального парка, Авдеев считает,
что мы давно пожинаем плоды варварского отношения к
отеческим гробам: в парке часто совершаются грабежи,
убийства и изнасилования.
-- Я был мальчишкой, когда разбирали Иерусалимское
кладбище, -- вспоминает Авдеев. -- Мой дядя работал
шофером и вывозил памятники, а я с ним за компанию
катался. После этого я попал в аварию. Когда
разравнивали площадку под парк, черепа с золотыми
зубами собирали, а кости разбрасывали. Вся ограда
ЦПКиО сложена из могильных плит, на месте еврейского
кладбища стоит Театр кукол и Октябрьский суд, причем
то, что было раньше в этих зданиях ликвидировано --
кинотеатр "Мир", райком партии -- нет ни того, ни
другого.
А Владимир Имешкенов, народный целитель-экстрасенс,
радиофизик по специальности, рассматривает тенденцию
иркутских авиакатастроф в другом ракурсе. Он считает,
что всему виной геопатогенные зоны. Полосы подобных
зон располагаются севернее любого водоема. Именно
поэтому на Ольхоне практически ничего не растет, и
самолеты разбиваются на иркутской взлетно-посадочной
полосе -- попадая в столбы геопатогенного
воздействия, двигатели останавливаются. По словам
Имешкенова, из этой ситуации есть два выхода:
установить экраны на полосе, например стальные, и
изменить дизайн самолетов. Стрелообразный Конкорд, по
мнению Имешкенова, никогда не попадет в катастрофу
под воздействием геопатогенных зон, так как проходит
меж столбами. Другим же самолетам не избежать
столкновения с опаснымы зонами.
Какие бы объяснения катастроф не предлагали ученые и
околонаучные круги: человеческий фактор,
протяженность и расположение взлетно-посадочной
полосы, разломы, геопатогенные зоны, неупокоенные
души умерших, -- факт в том, что, если исключить
военные действия и теракты, Иркутск по количеству
авиакатастроф занимает одно из первых мест в
России, а, может быть, и в мире.
Юлия Улыбина, "СМ Номер один".