Найти тему
Двигай на природу

Чоргуньский мост-акведук

Оглавление

Приезжая в Севастополь, и ограничиваясь легкодоступным обзором местных достопримечательностей, отдыхающие редко совершают поездку в одно из живописнейших мест полуострова – Чернореченскую долину, раскинувшуюся в ближайших от города горах. И напрасно. Здесь, в 10 километрах от морской столицы, дважды полностью разрушенной во времена великих сражений, сохранилось удивительное сооружение – Чоргуньский мост-акведук. Маршрут к нему начинается в селе Чернореченское. Красивый и элегантный, состоящий из трех арочных пролетов, Чоргуньский акведук является необычным украшением зеленой долины реки Черная. Его надежная конструкция, заимствованная у древних римлян, дает основания полагать, что это строение – работа зодчих средневековья, или, чего более, античных времен, ведь многие из древнеримских мостов сохранились до наших дней. Но это предположение не совсем верное.

Историческая справка

Любого гражданина Севастополя во все времена волновал вопрос достаточного количества чистой пресной воды. В 1853г., по инициативе адмирала М.П.Лазарева, город, наконец, получил свой водовод. Проведение Лазаревского водовода связано с бурным строительством Адмиралтейства, являвшегося до середины позапрошлого века символом базы Черноморского флота.

Впервые план поступления пресной воды в город был составлен в 1823-1824гг. французом, инженером Антуаном Рокуром. Строительные работы начинались под руководством командующего Черноморским флотом адмирала А.С. Грейга, а продолжились – сменившего его адмирала М.П. Лазарева. В 1835г. император Николай I утвердил новый проект грандиозного строительства, составленный с учетом всех достижений технической мысли. Разработка проекта предприятий судоремонта и судостроения, проведение реконструкции центральной части города, а также переработка плана подвода воды А. Рокура были возложены на англичанина инженера-полковника Джона Уптона.

Чоргуньский акведук на реке Черная – один из шести акведуков, сооруженных в первой половине позапрошлого века и составлявших часть 18-километрового канала, берущего начало у с. Чоргунь (ныне – с. Чернореченское). Отсюда канал шел к Инкерманской долине. Этот участок водовода не тронуло время, и в 50-х годах ХХ в. он использовался как отводная трасса Чернореченского водохранилища. Далее канал следовал по прибрежной полосе Севастопольской бухты к Корабельной, где стояли доковые отделы Адмиралтейства. Бытует мнение, что в теплых севастопольских бухтах обитали морские древоточцы (корабельные черви). Древесина, пораженная огромным количеством этих моллюсков, быстро теряла свои механические свойства, и за год-другой деревянный корпус судна мог быть полностью источен. А в пресной воде корабельные черви погибали. И, поэтому сухие Лазаревские доки заполнялись пресной водой. Быть может и так.

-2

К сожалению, использование водовода было недолгим. В период войны 1853-1856гг. основные его участки были взорваны соотечественниками Д. Уптона, а в Великую Отечественную канал был уничтожен полностью. Остался невредимым лишь Чоргуньский и фрагменты акведуков в Аполлоновой и Ушаковой балках.

Чоргуньский мост-акведук длиной 12м и шириной 4,5м выполнен из знаменитого инкерманского камня, легко режущегося и не требующего штукатурки. Бесфундаментные опоры моста имели основание – деревянные срубы, которые были уложены непосредственно на дно реки. Сверху вырублен отлив для воды, идущей самотеком.

О том, какими были Лазаревские мосты-акведуки изначально, свидетельствуют акварели Л.Ф. Лагорио.

Чоргуньский мост-акведук сегодня

Простояв почти два столетия, заброшенный Чоргуньский мост-акведук XIX века, на удивление, неплохо сохранился. Несмотря на отсутствие нескольких клинчатых камней и пяты в одной из опор, он и сейчас может эксплуатироваться по назначению. А обвивший арочные своды плющ и почерневший с возрастом камень лишь добавляют строению средневековый колорит.

Чоргуньский акведук на реке Черная – не единственный объект на пути нашего маршрута. Тропа вдоль реки, не обещающая ничего интересного далее, неожиданно приводит туриста еще к одному архитектурному памятнику – Чоргуньской башне. К сожалению, доподлинно неизвестно, кем, когда и для чего она создавалась.

Времени на осмотр уйдет немного, поэтому посещение этих объектов можно совместить, например, с поездкой в находящийся рядом пещерный город Мангуп-Кале, или на озеро близ него. Для детей будет интересно побывать на ослиной ферме, которая находится здесь же.

-3

Экскурсию по историческим местам Черноречья лучше планировать в теплое и сухое время. Неудержимым романтикам, решившимся совершить поездку в непогоду, нужно учитывать, что грунтовая дорога для легковой машины грозит непроходимостью.

Как добраться до Чоргуньского акведука

Из Севастополя:

Доехав до Ялтинского кольца, нужно двигаться в сторону Ялты до поворота на с. Хмельницкое, и далее ехать, не сворачивая. Возле указателя Чернореченское будет крутой поворот направо – съезд на грунтовую дорогу. Еще 400 м – и мост.

Из Балаклавы:

Проехав «Шампанерию» завода «Золотая Балка» и железнодорожный переезд, через 200 м нужно сделать крутой поворот направо, и, доехав до трассы Севастополь-Ялта, двигаться в направлении Ялты до поворота на Хмельницкое. Далее – см. выше. До с. Чернореченское с 5 км Балаклавского шоссе есть автобусный маршрут No40.

Из Бахчисарая:

На 38-м км, у п. Сирень, есть дорожная развилка. Влево от основной трассы отходит шоссе, ведущее на плато Ай-Петри. Доехав до с. Танковое, на развилке нужно повернуть направо, и, не сворачивая, двигаться до с. Чернореченское.

Общественного транспорта в Чернореченское из Бахчисарая нет. Можно доехать проходящим автобусом Симферополь-Хмельницкое. А далее – несколько минут пешком.

Совершая экскурс по историческим местам Черноречья, и останавливаясь на пикник в зеленой долине, следует помнить, что заброшенный Чоргуньский мост-акведук XIX века не является объектом посещения организованных экскурсионных групп, поэтому для полного погружения в «средневековье» все «следы современности» рекомендуется увозить с собой.

Понравилось? Подпишись на канал Двигай на природу