Найти тему
VIKENT.RU

Факторы успешности решения задачи по В.Ф. Спиридонову

Данная статья относится к Категории: Барьеры перед творчеством

Рис.1. Владимир Феликсович Спиридонов
Рис.1. Владимир Феликсович Спиридонов

«Факторы успешности решения задачи делятся на личностные и ситуативные.

К личностным относятся черты личности и её отношение к познавательной сфере, которые влияют на особенности мышления, определяя степень его восприимчивости к ситуативным факторам. Ситуативные факторы непосредственно связаны с задачей или проблемой (её содержанием, формулировкой, способом предъявления и т.д.) и с ситуацией решения. Факторы делятся также на приближающие к решению («подсказки») и мешающие его достижению («барьеры»).

Ситуативные факторы:

1. Количество материала, составляющего задачу

2. Структурированность материала - чем лучше исходно организован материал задачи или проблемы, тем она легче.

3. Сложность формулировки - чем сложнее сформулированы условия задачи, тем она труднее.

4. Контринтуитивность условий - если условия противоречат здравому смыслу или прошлому опыту человека, задача оказывается для него трудной.

5. «Функциональная фиксированность» (
К. Дункер) - функции предметов, составляющих задачу, бывают жёстко фиксированными для испытуемого, что затрудняет нахождение решения.

Рис.2. Карл Дункер
Рис.2. Карл Дункер

6. Психологическая «доступность» (К. Дункер) - возможность испытуемого использовать те или иные свойства предметов.

7. «Оптимум мотивации» (
Р. Йеркс - Дж. Додсон) - различные по трудности задачи требуют разного уровня стимуляции для успешного решения.

8. Противоречие между общими принципами решения и особенностями проблемной ситуации.

9. «Маскировка» условий формулировкой задачи.

10. Перенос способов решения - использование уже известных способов для решения новых проблемных ситуаций. Перенос может служить не только помощью, но и серьёзным затруднением в ходе решения.

Рис.3.
Рис.3.

Личностные факторы:

1. Структура и свойства интеллекта.

Структурные факторы: чем выше развита какая-либо интеллектуальная способность (общая или специальная), тем лучше решаются соответствующие задачи.

Уровень интеллекта: люди с более высокими показателями по интеллектуальным тестам лучше выдвигают и проверяют гипотезы, менее подвержены негативному влиянию интеллектуальных установок, шаблонов и привычек.

Роль эвристик - мыслительных средств, предназначенных для самонаведения человека на решение, интенсифицируя решение; однако существуют и «минус-эвристики», которые приводят к ошибкам.

Источник - портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы

Изображения в статье