Данная статья относится к Категории: Барьеры перед творчеством
«Стереотип 1. Доминанта каузального подхода, когда причины событий ищутся в «прошлом» и экстраполируются в будущее. Индивидуальные и групповые субъекты принимают решения на основе прошлого опыта, который становится критерием оценки различных управленческих альтернатив. Некоторые интеллектуальные информационные системы поддержки решений строятся на основе анализа схематических описаний ситуаций. Этот стереотип ускоряет принятие решений. Однако отказ от осмысления ситуаций может вызвать организационный хаос. Данный стереотип мешает маркетингу.
Стереотип 2. Приоритет инженерного мышления, а также мнения, что научно-технический прогресс является естественным механизмом развития социума. Доминируют стихийные процессы решения управленческих вопросов на уровне «здравого смысла», который зачастую бывает однобоким.
Стереотип 3. Представление о безальтернативности «общества потребления». В начале 80-х годов западный мир окончательно начал жить по правилу «потребитель всегда прав», и материальное благополучие стало целью. Сегментируется рынок, исследуются потребности потребителей в продукции и услугах. Маркетинг даёт точку опоры и систему критериев для любых организационных преобразований. Данный стереотип применим только на устойчивых рынках. Следование ему в нашей стране может привести к негативным последствиям.
Стереотип 4. Доминанта рациональности во всех сферах жизни. На рациональности базируется наука, основываются все теории рыночной экономики. На рациональности основываются все базовые подходы менеджмента - дробление любых процессов, включая процессы стратегического планирования на элементарные операции, каждая из которых могла бы быть без труда исполнена либо человеком, либо автоматом. Рациональная парадигма удобна. Она позволяет процессы принятия управленческих решений любой сложности сводить к традиционному математическому моделированию. Как уже отмечено выше, принятие решений обычно рассматривается как выбор из ранее построенных альтернатив. Однако специалист не всегда может или хочет сформулировать и объяснить своё решение. Рациональный выбор из альтернатив является решением прямой задачи (отвечает на вопрос «Что будет, если...?»), обоснование принятого решения - обратной задачи (отвечает на вопрос «Что надо сделать, чтобы....?»). Решение прямой задачи принципиально легче, чем обратной.
Стереотип 5. Доминанта индивидуализма при формировании социальных отношений вообще и научных команд в частности. Права человека главенствуют над его обязанностями. Умаляется значение обязательств, которые ученый берет на себя. Это приводит к снижению осмысленности научной деятельности, падению конкурентоспособности научной продукции и услуг. В корпорациях улучшение положения (прежде всего материального) сотрудников происходит путем расширения их прав. При этом недооценивается роль обязательств, которые сотрудник осознанно берет на себя во исполнение коллективных научных целей, что нарушает интеграцию механизмов индивидуальной мотивации научных сотрудников и инструментариев целенаправленного развития научной организации. Индивидуализм - базисная идея рыночной экономики. Однако она приводит к чрезмерной дифференциации доходов сотрудников и населения, Порождению групповых конфликтов, созданию нестабильных систем корпоративного управления.
Если публикация Вас заинтересовала - поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы