Со стороны кажется, что пчелы сами собирают мед, пчеловоду остается только новую тару подтаскивать, да успевать откачивать готовый мед. Красота! Да еще и дополнительных продуктов можно насобирать.
При этом, даже для крупной пасеки не требуются большие площади земель, достаточно нескольких соток.
Основной продукт – мед сравнительно компактный: урожай на несколько сотен тысяч можно перевезти на легковом автомобиле и при этом долго хранится без специальных условий.
Так что и по сравнению с другими областями сельского хозяйства плюсов много.
Но как-то, хоть среди пчеловодов и встречаются богатые люди (Лужков Ю.М., например, или Билл Гейтс), стали они таковыми не благодаря пчеловодству. Есть более доходные способы заработка.
Затраты на пасеку тоже существенные. Кроме самого инвентаря, который требуется регулярно обновлять, чинить, затраты уходят на профилактику и лечение пчел от ряда болезней. Причем это не только покупка препаратов, но и зоотехнические, карантинные меры, которые снижают принос меда.
Не лечить, конечно можно, если мириться с потерей значительного количества семей. Этакий естественный отбор.
Думать, что «предки не лечили и мед получали» несколько самонадеянно. Дело в том, что ряд пчелиных болезней в нашей местности появился совсем недавно. Например, варроатоз появился в 60-х годах, вместе с завезенной с дальнего востока популяцией пчел. Это не потому, что глупые большевики так захотели. Это потому, что в мире идет процесс глобализации. И вместе с перевозкой товаров перевозятся и болезни, которые ранее существовали только в одной местности. И если раньше у нас пчелы болели, условно, только одной формой заболевания, то теперь несколькими. И сформировать иммунитет ото всех не получится.
На пчеловождение уходит значительное количество времени. Можно конечно просто сидеть под ульем и ни чего не делать, наслаждаясь гудением подопечных. Но тогда товарного меда в итоге будет значительно меньше. Потому, что пчелы кроме того, что собирают мед еще и размножаются роями. А значит эти рои надо ловить. Или делать так, чтобы семьи не роились.
А значит покупать (или самому выводить) маток, делить семьи на отводки. И все это надо сделать за короткий период. Иначе упустишь рой и будешь без половины пчел.
Когда пасека в 10-20 ульев – на работы уходит 1 день в неделю и получается хобби по выходным. Когда пасека в 100-300 – это занимает всю рабочую неделю, и в определенные периоды требуется помощник. А дальше требуется уже наемная рабочая сила.
Причем количество семей на одном месте не получится увеличивать бесконечно. Количество пчел ограничивается медоносными угодьями. Где-то можно держать 50 семей, а где-то только 15-20. А если хочешь больше – или кочуй, или ставь несколько «филиалов» - точков, на расстоянии в десятки км., а потом все лето катайся по ним, трать бензин и время.
Я рассказал только про часть работ, их значительно больше.
Думаете с окончанием сезона работа заканчивается? Нет, пчеловод обычно совмещает несколько профессий, например столяра или продавца. Ведь, как уже показывал в посте про отличие медов магазинного и от пчеловода, если просто сдавать мед перекупщику оптом- получишь только 65-80 р за кг, а вот самостоятельно продав в 5-6 раз больше.
Так что работ на пасеке много. И если она любительская (около 10 семей)– можно рассматривать как доходное хобби, то профессиональная занимает все время, «сидеть рядом с ульем и ничего не делая получать прибыль» - не получится.
Доходность как в любой профессии: хорошо работаешь (и руками, и головой)- больше доход, плохо – меньше.