Система обучения в ссузах должна быть аналогичной предлагаемой школьной системе в части проектной работы. Основа обучения – практика, на основе которой студентам разъясняется теория, «как это работает». Общеобразовательные дисциплины в ссузе не нужны, их было достаточно в средней школе. Для овладения профессией лучше всего подойдут учебные комбинаты, где студенты смогут получить любую или несколько смежных специальностей по профилю деятельности этого комбината. На базе этого комбината должна быть вся необходимая инфраструктура, присущая учебному заведению: спортзал, стадион, столовая, общежитие и т.д. Количество и направленность учебных комбинатов должны определяться исходя из специфики региона (и даже отдельных районов) и численности населения.
В промежуточный период реформирования этой системы я предлагаю сократить до 30 минут теоретические занятия (т.е. одна «пара» – астрономический час). Высвободившееся время использовать для преподавания спецдисциплин и производственной практики. На этот же переходный период сократить количество учебных семестров с шести до двух в программе НПО и с восьми до четырёх в программе СПО[1]. Практика показывает, что достаточно 1-2 лет для обучения специальности, однако в армию призывают с 18 лет, и полноценным работником молодой человек считается с этого же возраста, поэтому нынешние программы обучения, по сути, «растянуты» до этого периода. Вместе с тем молодой человек вполне может работать по специальности в 17 лет, что и практиковалось в советские времена. О праве ссузов на отчисление студентов тоже забывать не следует. Отчисленный подросток – бремя на шее семьи, что стимулирует родителей плотнее заниматься воспитанием. Однако, с развитием профориентационной работы, вероятность отсева студентов из учебного заведения должна свестись к минимуму.
[1] НПО – начальное профессиональное образование, СПО – среднее профессиональное образование.