Найти тему
Игорь Орлов

Хлопок Ладони

В Кеннин-дзи* настоятель Мокурай**

Радел о дисциплине, сколь и сам

Являл её пример. (И всякий знай)

Ученикам он на сандзен*** давал коан****.

Для очищения ума и не блужданья,

Для ясности его и пониманья.

Воспитанником Мокурая был Тойо -

Столь юный мокураев протеже.

И хоть двенадцать лет ему всего,

А в мудрости он возрастал уже.

И Мокурай его оберегал,

Хоть много раз Тойо его просил:

Коаны (пока рано!) не давал

И просьбы о них мягко отводил.

Настойчив был Тойо (и вот посмей!)

Придя и три поклона отпустив,

Он молвил Мокураю: «О, сэнсэй*****,

Готов я. Дай мне, что давно просил».

Тут Мокурай почувствовал - пора

Коан Тойо для возрастанья дать,

И огласил его тогда:

«Хлопка ладоней звук ты можешь знать.

А мне ты покажи и сам познай

Хлопок ОДНОЙ ладони» - молвил Мокурай.

Ушел Тойо. Решая сей коан,

Он в медитации недолго пребывал.

Настроившись, услышал где-то там

Звук гейш мелодии, что раньше не слыхал.

С тем к Мокураю он явился на ответ

И звук услышанной мелодии пропел.

Но Мокурай ему ответил: «Нет.

Звук песни гейш сейчас я лишь узрел.

Тебе искать и познавать то стоит,

Каков же звук хлопка одной ладони».

Тойо ушел. Смущен он и потух.

Сосредоточенно не час один сидел.

Услышав капли падающей звук,

Подумал: «Кажется, узрел».

Но Мокурай, ответ услышав, указал:

«То капает вода, вот что принес мне ты.

А звук хлопка ладони не узнал.

Иди, ищи, исследуй и найди».

Тойо с тех пор не раз ещё искал.

Не понимая КАК найти и ЧТО.

И Мокураю как ответы предъявлял

То крик совы, то пальцев стук… Не то!

Но вот однажды сам Тойо пропал,

С ответом к Мокураю не пришёл.

Встревожен Мокурай, его искал -

В глубокой медитации нашёл.

С восторгом на него смотрел сэнсэй:

Безмолвием Тойо наполнен был.

Отбросив тьму ошибочных идей,

Теперь во вразумлении ожил.

И облик весь Тойо

Свидетельствовал сам:

Постиг тот всё,

Исследуя коан.

«Учитель, вот ладонь одна,

А звук хлопка её есть – тишина.

Я с наслажденьем слушаю её».

Так молвил молодой Тойо.

-----------------------------

Безмолвие – начало всех начал:

И мудр тот, кто тишину сыскал.

*Кеннин – Дзи – один из старейших буддистских храмов в г. Киото, Япония (основан в 1202 г н.э). С 794 по 1869 г. н.э. г. Киото был столицей Японии, а Кеннин – дзи - одним из столичных храмов.

**Мокурай (1854 – 1930) – один из настоятелей храма Кеннин-Дзи. В 10 лет он стал монахом этого храма, в 39 лет – его настоятелем. Мокурай известен как человек методичный и требовательный, весьма уважаемый. Имя Мокурай переводится как Безмолвный Гром.

***Сандзен – вечерние наставления (беседы) учителя с учеником в дзенской японской традиции.

****Коан -(яп.; по кит: гунъань) — короткое повествование, вопрос, диалог, обычно не имеющие логической подоплёки, зачастую содержащие алогизмы и парадоксы, доступные скорее интуитивному пониманию. Размышление над коаном используется как один из методов развития и просветления ученика в дзене.

****Сэнсэй (яп.) –учитель. Также, в японской дзенской традиции, учителя именуют роси.

Другие стихи по мотивам известных дзен - буддистских коанов, Вы можете почитать в сборнике "Дзенская поэзия просветления".

Чтобы почитать стихи этого сборника нажмите эту ссылку