В Кеннин-дзи* настоятель Мокурай**
Радел о дисциплине, сколь и сам
Являл её пример. (И всякий знай)
Ученикам он на сандзен*** давал коан****.
Для очищения ума и не блужданья,
Для ясности его и пониманья.
Воспитанником Мокурая был Тойо -
Столь юный мокураев протеже.
И хоть двенадцать лет ему всего,
А в мудрости он возрастал уже.
И Мокурай его оберегал,
Хоть много раз Тойо его просил:
Коаны (пока рано!) не давал
И просьбы о них мягко отводил.
Настойчив был Тойо (и вот посмей!)
Придя и три поклона отпустив,
Он молвил Мокураю: «О, сэнсэй*****,
Готов я. Дай мне, что давно просил».
Тут Мокурай почувствовал - пора
Коан Тойо для возрастанья дать,
И огласил его тогда:
«Хлопка ладоней звук ты можешь знать.
А мне ты покажи и сам познай
Хлопок ОДНОЙ ладони» - молвил Мокурай.
Ушел Тойо. Решая сей коан,
Он в медитации недолго пребывал.
Настроившись, услышал где-то там
Звук гейш мелодии, что раньше не слыхал.
С тем к Мокураю он явился на ответ
И звук услышанной мелодии пропел.
Но Мокурай ему ответил: «Нет.
Звук песни гейш сейчас я лишь узрел.
Тебе искать и познавать то стоит,
Каков же звук хлопка одной ладони».
Тойо ушел. Смущен он и потух.
Сосредоточенно не час один сидел.
Услышав капли падающей звук,
Подумал: «Кажется, узрел».
Но Мокурай, ответ услышав, указал:
«То капает вода, вот что принес мне ты.
А звук хлопка ладони не узнал.
Иди, ищи, исследуй и найди».
Тойо с тех пор не раз ещё искал.
Не понимая КАК найти и ЧТО.
И Мокураю как ответы предъявлял
То крик совы, то пальцев стук… Не то!
Но вот однажды сам Тойо пропал,
С ответом к Мокураю не пришёл.
Встревожен Мокурай, его искал -
В глубокой медитации нашёл.
С восторгом на него смотрел сэнсэй:
Безмолвием Тойо наполнен был.
Отбросив тьму ошибочных идей,
Теперь во вразумлении ожил.
И облик весь Тойо
Свидетельствовал сам:
Постиг тот всё,
Исследуя коан.
«Учитель, вот ладонь одна,
А звук хлопка её есть – тишина.
Я с наслажденьем слушаю её».
Так молвил молодой Тойо.
-----------------------------
Безмолвие – начало всех начал:
И мудр тот, кто тишину сыскал.
*Кеннин – Дзи – один из старейших буддистских храмов в г. Киото, Япония (основан в 1202 г н.э). С 794 по 1869 г. н.э. г. Киото был столицей Японии, а Кеннин – дзи - одним из столичных храмов.
**Мокурай (1854 – 1930) – один из настоятелей храма Кеннин-Дзи. В 10 лет он стал монахом этого храма, в 39 лет – его настоятелем. Мокурай известен как человек методичный и требовательный, весьма уважаемый. Имя Мокурай переводится как Безмолвный Гром.
***Сандзен – вечерние наставления (беседы) учителя с учеником в дзенской японской традиции.
****Коан -(яп.; по кит: гунъань) — короткое повествование, вопрос, диалог, обычно не имеющие логической подоплёки, зачастую содержащие алогизмы и парадоксы, доступные скорее интуитивному пониманию. Размышление над коаном используется как один из методов развития и просветления ученика в дзене.
****Сэнсэй (яп.) –учитель. Также, в японской дзенской традиции, учителя именуют роси.
Другие стихи по мотивам известных дзен - буддистских коанов, Вы можете почитать в сборнике "Дзенская поэзия просветления".
Чтобы почитать стихи этого сборника нажмите эту ссылку