Найти тему
Ритм Евразии

Экономика Крыма способна справиться с антироссийскими санкциями

Комплексный ответ на ужесточение экономических санкций Запада против российского Крыма подразумевает развязку узловых вопросов крымской экономики. В первую очередь освоение внешнеэкономического потенциала региона, включающее востребованность транзитных и в целом перевозочных возможностей его транспортной инфраструктуры. Соответствующие меры предложены состоявшейся в Новороссийске в декабре 2018 г. бизнес-сессией «Порты и верфи России: новые точки роста экономики».

 Эти меры невозможны как без целенаправленной господдержки, так и без вовлечения крупного российского бизнеса в решение означенных вопросов. Хотя с последним фактором, надо признать, пока сложная ситуация, ибо ужесточение антикрымских санкций отпугивает многие российские компании от Крыма. Можно, конечно, спросить, что же это за российские компании, которые настолько податливы угрозам из-за рубежа, что отказываются работать в российском же регионе? Но ситуация именно такова.

Читайте также: Запад преуспел, отделяя Крым от ЕАЭС посредством санкций?

Что конкретно было предложено на бизнес-сессии «Порты и верфи России: новые точки роста экономики»? Во-первых, это «проработка вопроса модернизации/разгрузки автодороги Керчь – Сочи, проходящей через город в непосредственной близости от порта. Дорога перегружена в летнее время (ввиду повышенного пассажиропотока в этот период. – Ред.), что существенно снижает пропускную способность портовых мощностей».

Речь идет, прежде всего, об увеличении провозной мощности данной дороги, то есть о создании новых полос движения на подходе к Керчи и на выходе из Керчи. Это предложение адресовано Минтрансу РФ и администрации Краснодарского края.

 Кроме того, предложения направлены на развитие переработки зерновых. Крымские зерновые продукты в растущем объеме направляются за рубеж, в основном в страны Ближнего и Среднего Востока. Вдобавок через крымские порты экспортируются зерновые и из других регионов РФ. При этом растет зарубежный спрос и на продукты переработки зерновых.

В связи с этим рекомендовано разработать инвестпроекты по «комплексам глубокой переработки зерна в муку на территории Крыма и г. Севастополя вблизи районов произрастания зерна (это  северный и центральный районы Крыма. – Ред.). С последующим вывозом продукции с добавленной стоимостью в регионы РФ, в Сирию и Иран через порты Крыма и Севастополя. В том числе с использованием отечественных судов «река-море», имеющих техническую возможность перехода как в Средиземное, так и в Каспийское море по Волго-Донскому каналу». Это межотраслевое предложение направлено главе Республики Крым, губернатору Севастополя, Минпромторгу и Минсельхозу РФ.

 Стратегическим является также предложение по выводу из-под санкций зарубежных торговых судов, работающих с крымскими портами. Тем более что всё большее число таких судов подвергается санкциям. С учетом этого обстоятельства рекомендовано «проработать возможность регламентирования нормативными правовыми актами заходов иностранных судов/грузов и их оформления в «закрытом» режиме (т.е. без публичных официальных заявлений по обслуживанию судов. – Ред.) во избежание наложения санкций на судовладельца или грузовладельца».

Кстати, эту практику в санкционные периоды (1950-е – начало 2000-х) успешно применяли КНР и Куба, Албания и Иран, ГДР и ДРВ (Северный Вьетнам), ЮАР и Ирак. Адресаты этого предложения – правительство РФ, руководство Крыма, администрация Севастополя, ФСБ, ФТС, Роспотребнадзор.

 Параллельный вопрос – пропорциональная грузовая загрузка всех портов Азово-Черноморского бассейна РФ. Тем более в связи с растущей перегруженностью портов Туапсе и особенно Новороссийск, как и примыкающих к ним железных дорог. Потому правительству РФ рекомендовано изучить «возможность частичной переориентации ближневосточных и иранских грузопотоков из порта Геленджик и Новороссийск в порты Республики Крым и г. Севастополя без ущерба для загрузки портов Краснодарского края». В данном контексте имеются в виду, прежде всего, черноморский Геленджик и азовские Темрюк, Ейск и Приморско-Ахтарск.

-2

Опять-таки ближне- и средневосточные страны, особенно Иран и Сирия, заинтересованы, по имеющейся информации, в сотрудничестве и с крымским судостроением. Потому в целях стимулирования гражданского судостроения и загрузки верфей в Крыму, пришедших в запустение к 2000-м, рекомендовано «в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» проработать вопрос создания приоритетной государственной программы, стимулирующей развитие конкурентного гражданского судостроения на крымских и севастопольских верфях». Под конкурентоспособностью здесь подразумевается, прежде всего, ценовой фактор, обеспечивающий «условия строительства судов по ценам турецких аналогов, то есть строящихся на верфях судоремонтно-судостроительного кластера Тузлы и Яловы».

 Если говорить конкретнее по этому сегменту, то, как предложено на бизнес-сессии «Порты и верфи России: новые точки роста экономики», «в связи с санкционными ограничениями упор может быть сделан на строительство судов смешанного река-море и каботажного плавания с большой грузовместимостью или пассажировместимостью». Решить эти взаимосвязанные вопросы предложено властям Крыма и Севастополя, правительству РФ и руководству АО «Российский экспортный центр».

Когда и в каком объеме будут реализованы означенные рекомендации, зависит от адресатов. Во всяком случае, участники бизнес-сессии свою часть пути прошли честно, выработав подробные обоснования целесообразности соответствующих проектов.

 Между тем более активное участие Крыма в мирохозяйственных связях не исчерпывается вышеупомянутыми предложениями. По крайней мере, Андрей Васюта, глава крымского Минпрома, в обоюдных экономических связях Крымского и Ближневосточного регионов 16 января с.г. чётко обозначил такие направления: «Основная задача крымско-сирийских проектов – привлечение частных инвестиций при господдержке, развитие инфраструктуры портов Крыма и сирийских портов Тартус и Латакия, расширение флота недавно созданной Крымско-Сирийской судоходной компании». Кроме того, достигнута договоренность о «поставках из Крыма в Сирию широкого ассортимента сварочного и силового оборудования».

 Последнее способствует, помимо всего прочего, реиндустриализации крымской экономики и особенно промышленности, в т.ч. химической. А. Васюта в конце декабря 2018 г. заявил, что «Сирия готова поставлять в Крым фосфаты для производства химудобрений, как только будут сделаны от нас заявки». Если же точнее, «та часть завода «Крымский титан», что производит удобрения, пока закрыта. Но построена она еще в середине 1970-х (работала до середины 90-х почти на полную мощность. – Ред.) конкретно под сирийские фосфаты».

Итак, мы познакомились с основными оценками и рекомендациями упомянутого выше бизнес-форума. Их осуществление способно вывести крымскую транспортно-экономическую систему на качественно новый уровень и повысить ее конкурентоспособность как в общероссийской, так и мирохозяйственной табели о рангах.