Найти тему
БЕЗУГЛОВА ВИКТОРИЯ

Музей кнута без пряника в Измайловском кремле

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9

В московском измайловском развлекательном комплексе заманчивых мест много, на любой цвет и вкус, всё зависит от того, в каком вы настроении и как на вас действуют рекламные афиши всевозможных музеев, выставок, кафе, магазинов прикладного творчества и сувениров. А настроение, как правило, у посетителей кремля приподнятое, потому что архитектура строений сказочная, яркая, позволяет делать очень эффектные фотографии, которые будут на ура встречены друзьями в любых социальных сетях. Так что клиент, попадая во внутренний двор кремля, уже горяченький, готовый к поглощению любых фантазий. Его не надо дополнительно охмурять, поднимать настроение, помани морковкой - пойдёт, хотя при других обстоятельствах и не глянул бы.

Я это к тому плавно подвожу, что очень выгодное и раскрученное здесь место для любого развлекательного бизнеса, а значит и услугу любую легко продать, в том числе - билет в музей "Кнут и пряник". Анонсирует себя это заведение как развлекательно-поучительный музей непослушания и наказания, как семейный, направленный на воспитание детей в непринуждённой форме. Ещё администратор и экскурсовод в одном лице на первом этаже говорит о том, что есть комната с эксклюзивными редкими куклами со всего мира и брошенными куклами, а также комната удовольствий, где кроме прочего есть хорошо поставленный свет, под которым можно сделать фото животных или с животными. Сообщается информация о том, что идейный вдохновитель проекта - художник Валерий Переверзев, создавший на Арбате шикарный познавательный музей телесных наказаний. В общем, реклама сработала, наживка проглочена, я покупаю билет в музей за 300 рублей.

А далее... Можно без охов и ахов, без погружения в образы и чудеса расскажу об увиденном? Итак, поехали. Крутая винтовая лестница вверх с грязными ступеньками, на которые обращаешь внимание уже потому, что верхние ступеньки у тебя перед носом. На стене вдоль лестничного пролёта к стене приспособлены штук пятьдесят старых кукол советских времён - в одежде и без одежды, грязных и более-менее, целых и поломанных. Висячее кладбище кукол. Под ними внизу, в полутьме - вольер с кроликами. Связи между куклами и кроликами не вижу, но наверно она есть. Лестница заканчивается небольшой площадкой, ведущей в две комнаты - направо и налево. На лестнице расположены две стеклянные витрины, за ними - несколько тех самых редких кукол со всего мира - новорожденный детёныш существа из фильма "Чужие", маленький вампир, обжорка - существо, которое приходит людям по ночам и заставляет есть, седой юноша - он состарился в ожидании девушки, которая не пришла, так как долго примеряла наряды. Об этом рассказывает женщина администратор, она же экскурсовод. Сбоку на полке - ещё компания вышедших из употребления кукол советских времён, их присутствие здесь объясняется философской подоплёкой:

- Не все брошенные дети имеют крышу над головой. Так пусть у этих брошенных кукол будет крыша, они послужат напоминанием о том, что нельзя бросать ни кукол, ни людей.

Я интересуюсь - сюда можно принести любое количество кукол? Это может сделать каждый? Экскурсовод отвечает уклончиво: "Если у кукол интересная судьба, есть история - тогда да..." Собственно, на этом история с куклами закончена, предлагают пройти в комнату направо. Уж не знаю, где эти бедные куклы находились раньше, но и в этом музее они живут на правах бедных родственников - на лестничной площадке, такие дети-бомжики, несчастный вид которых приносит прибыль Карабасу Барабасу.

Далее комната кнута - около 12 квадратных метров, низкий потолок, тусклая подсветка ламп снизу, грязный пол. На потолке - несколько старых ламп дневного освещения, они не горят, но и не демонтированы, такой привет из прошлого - из подсобного помещения. Экскурсовод уже другая женщина, рассказывает бойко. Какие экспонаты? Российский орден «За пьянство», введённый Петром l. Действительно хороший экспонат - тяжёлый такой, с кольцом для шеи. Стоит бочка с восковой головой человека сверху - в такие сажали пьяниц и наливали доверху вина, человек погибал от интоксикации, переохлаждения и прочих неприятностей. Две восковые женщины закованы в одну деревянную колодку, есть прорези для шей и кистей рук, развёрнуты друг к другу лицом - наказание для сплетниц в Европе на целый день. Они могли кричать друг на друга, плеваться, толкаться ногами, но не царапать лица - кисти рук зафиксированы. Есть шипастый жилет охранника средневековья - в таком он мог ходить по тёмным и злачным местам, а если кто на него набрасывался - погибал от проколов шипами. Есть колодки для карточных шулеров, дорожка с шипами для дезертира армии, кнут. Из русских изобретений - трепало для битья мужа. На самом деле эта деревянная досточка с заострённой стороной - орудие для трепания волокна льна, пеньки, конопли ручным способом. Но, по версии музея, на Руси во времена домостроя и насилия над женщинами было одно попущение - раз в году жена могла побить мужа трепалом. И аттракцион для детей - лоток с горохом, в который ставили на колени за шалости. Я спрашиваю:

- А почему горох не настоящий, а из серии сетевых магазинов "на каждый день", мягкий и ломаный половинками?

Мне отвечают, что из гуманных соображений, так как дети очень любят на него становиться... Логика не совсем понятна - цельный горох не является таким уж страшным и никого не калечит, только и того, что стоит в магазине дороже. Вот и вся экскурсия в мир наказаний, на свободном от экспонатов и экскурсовода месте может поместиться от силы 3-4 человека. Что же, посмотрим на чудеса в комнате пряника.

Вторая комната ещё меньше первой по размеру и ещё более убогая. Низкий потолок в драпировке непонятно из чего, диванчик с цветным покрывальцем, аквариум с маленьким крокодилом, клетка с двумя ангорскими кроликами, стойка слева от входа непонятного назначения. Опять грязный пол, теперь уже с остатками сена. Я стою посередине одна, так как обе работницы заведения заняты другими посетителями. Наконец заходит семейная пара в сопровождении второго экскурсовода, которая тут же достаёт из клетки кролика и протягивает мне - по праву очерёдности. Фотографироваться с кроликом я отказываюсь, а вот его самого сниму на телефон. Попрыгав на диване, кролик переходит в руки семейной пары и фотосессия продолжается. Тут меня осеняет и я спрашиваю:

- Подождите, у вас написано, что есть комната удовольствий. Так где же эти удовольствия? - Женщина быстро находится что ответить:

- Общение с животными - главное удовольствие! А что же ещё - еда и питьё? Вот кролика в руках подержать - это так здорово, дети не хотят от нас уходить!

Тут время мне задуматься. В классификации удовольствий человека общение с животными я бы не поставила на первое место - это раз. Тискать в руках можно своё домашнее животное, которое этому радо. Но чужую собаку или кошку я бы не стала хватать руками с налёту - для животного это стресс, оно может испугаться или повести себя агрессивно - это два. Я мало что знаю про кроликов, но относиться к ним как к живой игрушке не хочу - это три. Что-то в этом роде я высказываю экскурсоводу, которая начинает нервничать:

- Я к этим кроликам не имею никакого отношения, они не мои. У меня другая специальность, а у кроликов есть ветеринарная справка, они здоровые.

После молчаливой паузы я замечаю на полу тумбочку с надписью: "шапка невидимка". На тумбочке лежит красная подушечка с бахромой. Я беру в руки подушечку, верчу в руках и задаю нелепый вопрос взрослого человека:

- А где же шапка-невидимка?

Женщина смотрит на меня с укоризной:

- Ну что вы, она же невидимая!

Да, из детства я ушла очень далеко - в шапки-невидимки не верю, удовольствия от кроликов не получаю, фальшивый горох меня раздражает. А ещё большее недоуменее вызывает реклама того, чего нет - нет музейных залов - а две трущобные комнатки, нет уважения к посетителям - полы грязные. Сколько бы я заплатила за экскурсию, если бы мне предложили это сделать не перед, а после посещения музея "Кнута и пряника"? Пятьдесят рублей художнику Валерию Переверзеву - за интересную, но не вполне воплощённую идею. Пятьдесят рублей - на морковку кроликам.