Имя Манука-бея Мирзайяна (1769-1817), армянина, подданного двух воюющих империй (Российской и Османской), сарафа и базергяна, Драгомана Порты, Князя Молдовы, действительного статского советника, кавалера ордена св. Владимира, мало знакомо в Армении, несмотря на то, что корни героя идут из деревни Карпи, но Манука-бея хорошо знают в Турции, Молдове, Румынии и Болгарии. Гоар Рштуни, кандидат химических наук, член Армянского историко-генеалогического обществ, всерьез занялась этой темой. В итоге получилась интересное документально-историческое повествование «Армянский принц Манук-бей». Книга вышла в свет в издательстве «Лусакн» (Ереван) в 2010 году и сразу же привлекла к себе большое внимание.
Первая книга о Манук-бее, его яркой и короткой жизни, за которую он успел сделать так много вышла в Вене в 1852 году, стала, как и его имя, библиографической редкостью и уделом исследований в следующем столетии всего лишь у нескольких историков-патриотов (Николае Йорга, Акоп Сируни, Мсер Мсерянц, Г.Безвикони, Ионеску. Нельзя не упомянуть также работы известного советского историка-тюрколога А.Ф. Миллера, где автор впервые выявил и объективно осветил роль и деятельность Манук-бея в череде драматических событий, происходящих в Османской империи с начала русско-турецкой войны (1806–1812 годы).
Что же сподвигло Гоар Рштуни взяться за перо?! «Да, я не историк, я не писатель, — говорит Гоар. — Но меня всегда интересовала история, и я читатель с очень большим стажем». Как-то ее внимание привлек один дайджест о некоем Манук-бее, шпионе и авантюристе. Статья стала творческим толчком к изучению жизни и деятельности этой, безусловно, легендарной личности.
Полтора года Гоар поднимала архивы Национальных библиотек Москвы, Петербурга и Еревана, работала по 10-12 часов над материалами, да еще не за счёт государства или спонсоров, как это обычно делают многие писатели и историки, а исключительно за счёт собственного любопытства. Также ей очень хотелось снять с Манука-бея клеймо «авантюриста и шпиона». «Это был государственный деятель, успешный банкир и набожный человек, преданный своей Апостольской церкви, строивший их на своей, уже своей родине», — говорит Гоар Рштуни.
Повествуя о жизни этого легендарного человека, Гоар Рштуни описывает всю русско-турецкую войну 1806-1812 годов, со всеми персонажами, начиная от императоров, султанов и главнокомандующих до консулов, послов и агентурных резидентов европейских, Российской и Османской империй. Всю информацию автор черпала из документов и мемуаров современников, работала над источниками, написанными на западно-армянском языке.
Посол Румынии в РА Крине Прункуери, узнав о готовящейся к изданию книге, воскликнула: «Какой сюрприз! Принц Манук-бей — наш герой! Его все знают в Румынии!». Турецкий государственный деятель армянского происхождения (сын уроженца аштаракского села Карпи), в 1804 году построил прекрасный хан-дворец в Бухаресте, который до сих пор является одной из самых значительных архитектурных достопримечательностей города. Манук-бей был посредником на всем протяжении войны России с Турцией в 1806-1812 годах, а также участвовал в заключении Бухарестского мирного договора, подписанного в его дворце-хане за несколько недель до начала войны с Наполеоном. Он был благотворителем и строителем Армянских Апостольских церквей с приходскими школами, друг и конфидент русских главнокомандующих и генералов.
О своих предках Манук-бей рассказал в письме Овакиму Лазареву в 1810 году: «Мои предки называются Мирзайянами, они из Армении, Эриванской губернии, из города Карби, который находится подле Арарата. Моего деда звали Гоб, об этом напоминает надпись на фронтисписе алтаря церкви св.Архангела в Карби... Этот городок был построен князьями из Двина, а церковь построена моими предками по образцу двинских храмов. И когда мой дед восстановил полуразрушенную церковь, он поместил на фронтисписе алтаря свое имя – Гоб Мирзайян. Об этом я узнал от монахов св. Эчмиадзина. Когда родился мой отец, через несколько лет Гоб умер, а отец, став юношей, не смог стерпеть беззаконий Надир-шаха Кули и бежал из Армении в Румелию, обосновавшись в Рушчуке...». Манук родился в 1769 году, крестили его в Яссы, столице Молдавии. Слава об этой богатой семье разнеслась далеко за пределы Рушчука, а Манук, став юношей, смог приумножить богатство отца. Показателен случай с Терсеник-оглу, который против султанских властей не воевал, но грабил мирных подданных султана. Этот «рэкетир» положил глаз на сокровища богатого гяура Манука, которого он позвал к себе. «Увидев Манука, хозяин даже привстал от неожиданности. В дверь улыбаясь вошел молодой, красивый, высокий армянин. Его глаза светились умом, а гордая осанка свидетельствовала о необычайной уверенности. Разве так стоят гяуры перед могущественным Терсеником-оглу?» - пишет Гоар Рштуни в книге. Манук поклонился и велел вошедшему с ним помощнику поднести дары. Терсеник-оглу засмеялся и сказал: «Ты мне должен платить налоги соразмерно твоим доходам. Разве я послал за тобой, чтоб ты принес подарки? И еще ты должен кредитовать меня, как только мне будет нужно!», на что богатый гяур ответил: «Пусть удача и милость Аллаха сопутствуют тебе, Терсеник-ага, я дам все, что будет нужно. Но с одним условием: больше ни у кого не занимать, только у меня! И народ будет спокоен, и я…» Так Манук-бей избавил мирное население от поборов. О благодеяниях этого героя осталось много свидетельств. Он помогал Св. Эчмиадзину, армянским церквям Иерусалима. Манук-бей был ближайшим сподвижником архиепископа Валахии и Молдавии Григория Захаряна, финансировал строительство церквей, которые тот с рвением начал возводить в Бессарабии, ставшей под русский православный флаг. Так же, как и его дед Гоб, приступил к восстановлению церкви на своей исторической родине, основал приходские школы, в Вене вместе с мхитаристами успел выпустить учебник грамматики армянского языка.
После подписания Бухарестского договора был обвинён турецкой стороной в предательстве и остался жить в Бессарабии, которая отошла к Российской империи. Много кисетов золота было обещано за его голову! На него было совершено несколько покушений… «Слыханное ли дело: гяур посмел быть одним из ключевых организаторов революции и переворота в Стамбуле! Посмел участвовать в переговорах между воюющими державами — Османской империей и Россией, которая все-таки оттяпала немалый кусок территории у султанской Турции!» — пишет Гоар Рштуни.
Смерть Манука-бея была неестественной. В свою усадьбу Хынчешт он пригласил высокопоставленных гостей. На выездку Мануку подвели необъезженного арабского скакуна, которого сам хозяин, прекрасный наездник, стал показывать гостям. Объехав круг, он вдруг остановился, схватился за сердце и упал. Существует версия, что Манука-бея отравили, подослав лиходея. Вполне возможно, врагов у него, как и друзей, было очень много.
Похоронили Манука в армянской церкви, построенной им в Кишиневе. В усадьбе Манук-бея в городе Хынчешт в 1970-е годы был открыт Музей истории и краеведения.
До сих пор в Молдавии сохранилось большое количество недвижимости, некогда принадлежавшего Мануку-бею, также в архивах имеются документы, подтверждающие его право на собственность. Только вот никто из Армении не интересуется этим вопросом, хотя по оценке недвижимость стоит больших денег, является исторической достопримечательностью и может стать национальной гордостью армян.
Хочется надеяться, что стараниями Гоар Рштуни имя Манука-бея займет достойное место в плеяде армян−государственных деятелей.
Елена Шуваева-Петросян