Что ж, дорогие белорусские христиане, рады поздравить вас с новогодней свиньей. И дело здесь не столько в восточном календаре, по которому Новый год наступит еще только в феврале, а в той свинье, которую подложили белорусские власти. Причем не какой-то одной конфессии, а сразу нескольким.
Так, уже в самые первые дни января стало известно, что в Минске планируется пустить под снос здание полноевангельской церкви «Новая жизнь», а вместо него построить школу с бассейном. Об этом свидетельствует детальный план застройки южной части микрорайона Сухарево (улицы Карского, Маршала Лосика, Семеняко, Колхозная и т. д.), который был опубликован на сайтах администраций Фрунзенского и Московского районов.
Затем появилась информация о том, что польскому священнику-францисканцу Собеславу Томале, который 20 лет служит в римско-католическом приходе святого Франциска в Солигорске и участвовал в строительстве местного храма, с 31 января запрещено осуществлять религиозную деятельность в Беларуси. Причина такого решения, как обычно, не называется.
И вишенка на новогоднем торте - Международный Фестиваль надежды, запланированный на 3-5 мая в Минске, так и не получил официального согласования на государственном уровне. «Процесс подготовки был начат еще в мае 2018 года и к этому времени мы провели целый ряд важных встреч, а также Школу благовестия. Но дверь для этого служения в Минске пока еще не открыта», - заявляет епископ Союза Евангельских христиан-баптистов Беларуси Леонид Михович.
Вот так прошли первые две недели 2019 года для белорусских христиан. Возможно, это не все, так как практику замалчивать проблемы, в том числе во взаимоотношениях с властями, еще никто не отменял. Но если вы надеетесь на то, что дальше будет легче, то спешу вас огорчить – не будет. Опыт показывает, что нет. И нельзя сказать, что вины самих церквей в этом нет.
Изменить ситуацию можно было бы за счет более открытых контактов церквей со СМИ, более устойчивых отношений, в том числе в отстаивании своих интересов, с гражданским обществом и политическими партиями, за счет гарантированных Конституцией прав на свободу слова, ассоциаций и собраний. Но в то, что белорусские церкви пойдут на это, верится с трудом.
Максим Гацак